Многоцелевой БПЛА BAE «Mantis» (Великобритания, 2009)

Самый большой из когда-либо построенных в Англии (на данное время), полностью автономный беспилотный летательный аппарат «Mantis» был разработан и создан английской оборонной компанией BAE Systems по заказу Министерства Обороны Великобритании. Разработка БЛА «Mantis» («Богомол») была начата в 2007 г. Общий объем привлеченных средств не раскрывается, однако известно, что финансирование велось на паритетных началах: 50% средств поступило от Минобороны Великобритании, а еще 50% было инвестировано предприятиями промышленности. Начальный этап программы был посвящен выбору схемы аппарата и аэродинамическим испытаниям. Реализуемый в настоящее время этап проекта предусматривает демонстрацию технологий обеспечения максимальной автономности полета …

Лётные испытания по программе «Mantis» были намечены на первый квартал 2009 г. Более поздние этапы проекта, возможно, будут включать проработку различных вариантов применения, включая военную и гражданскую области. В 2009 году компания BAE Systems провела первые испытательные полёты демонстратора технологий БЛА Mantis на полигоне Вумера (Южная Австралия). В ходе серии испытаний Mantis продемонстрировал эксплуатационные и потенциальные возможности подобных БЛА быть задействованными в поддержку будущих боевых операций министерства обороны Великобритании. Командование британских ВВС отметило, что в конце программы испытаний БЛА Mantis успешно продемонстрировал возможности передовых технологий, что повысило уверенность в осуществимости разрабатываемого в Великобритании проекта средневысотного БЛА с большой продолжительностью полёта. На первом этапе работ по этой программе фирма BAE Systems работала совместно с министерством обороны Великобритании и рядом своих и зарубежных фирм, в том числе:

— Роллс-Ройс (интеграция силовой установки и испытания двигателя);
— Кинетик (система завершения полёта и система связи);
— Дженерал Электрик (блок электропитания и основные приводы системы управления полётом);
— Селекс Галилео (требования к системам обеспечения полётов в будущем и к датчикам).

2
БЛА «Мантис» (Mantis) близок по размерности к американскому «Риперу» (Reaper). Размах крыла аппарата составляет около 22 м. Предполагается, что «Мантис» должен будет иметь возможность совершать полеты продолжительностью до 24 часов, а максимальная высота полета будет превышать 16,5 км. Серийный вариант БЛА должен иметь взлетный вес около 9000 кг. Внутренний отсек предназначен для размещения ряда современных датчиков и управляемых боеприпасов «воздух-земля». Основной отличительной способностью нового летательного аппарата является полное отсутствие каких-либо гидравлических систем, все системы управления рулями и шасси приводятся в действие электрическими приводами.

БЛА Mantis оснащен двумя турбовинтовыми двигателями RB250B-17 компании «Роллс-Ройс» с толкающими винтами. Впрочем, по словам представителей компании, возможно, это не окончательный вариант, и в перспективе БЛА получит другие двигатели. На борту «Mantis» установлены инфракрасная и телевизионная камеры, радар и система лазерного целеуказания. В головной части фюзеляжа БЛА имеется аппаратура спутниковой связи. Помимо разведывательного оборудования на борту может также размещаться и оружие. К примеру, «Mantis» может нести до 12 управляемых ракет «Бримстоун» западноевропейского концерна MBDA (Brimstone) или шесть американских управляемых авиабомб типа «Пэйвуэй».

3
Двойная двигательная система и размах крыльев, обеспечивает БЛА «Мантис» (Mantis) лётные динамические характеристики, позволяющие аппарату находиться в воздухе длительное время и перемещаться на дальние расстояния. Благодаря отсутствию гидравлических систем, крылья аппарата легко демонтируются, после чего он без затруднений вписывается в грузовой отсек военно-транспортного самолёта.

БЛА Mantis предназначается для применения в качестве «рабочей лошадки» с возможностью «включил — забыл» в ходе выполнения полёта и может нести разнообразные датчики для наблюдений и разведки. «Мантис» как полностью автономная беспилотная система следующего поколения сможет выполнять задачи, не требуя особого вмешательства человека в свои действия, самостоятельно реагируя на окружающую обстановку. Подобная автономность повышает его боевую эффективность, поскольку позволяет операторам сосредоточить все внимание на выполнении задания, а не на управлении аппаратом. В эксплуатации этого БЛА не требуется участия многочисленного штата операторов, что сокращает риск возможности инцидентов из-за человеческого фактора, а также снижает требования к обеспечению связи/линии передачи данных между аппаратом и наземной станцией управления.

4
БЛА Mantis может выполнять разведывательные операции на большой дальности и нести необходимую целевую нагрузку, в том числе различные датчики и системы оружия. БЛА Mantis рассчитан на передачу информации на оконечные приемные станции, что облегчает его полную интеграцию в инфраструктуру C4I Великобритании, значительно расширяя боевые возможности. В современных быстросменяющихся боевых ситуациях улучшенная ситуационная осведомленность и своевременное принятие решений достигаются благодаря интеграции БЛА в общую сетевую систему управления. Mantis входит в единую инфраструктуру управления БЛА наряду с другими аппаратами разработки фирмы BАЕ Системз, в том числе «Таранис» и «Херти».

5
Нынешняя конфигурация аппарата, известная под названием «Spiral 1», впервые была показана на выставке в Фарнборо в 2008 г. в качестве британской альтернативы американскому БЛА General Atomics MQ-9 Predator B/Reaper. Первый полет демонстратора состоялся 21 октября 2009 года.

Любопытно, что, по словам представителей Минобороны Великобритании, еще до окончания разработки этого БЛА его могут отправить в Афганистан для проверки системы «на практике». В более же отдаленной перспективе БЛА «Mantis», возможно, придет на замену закупленным у США БЛА «Рипер», которые сейчас используются в Афганистане для поддержки британского контингента коалиционных сил.

6
Размах крыла, м 22.00
Длина, м 19.80
Масса, кг 9000
Тип двигателя 2 ТВД Rolls-Royce M250B-17
Мощность, л.с. 2 х 380
Максимальная скорость, км/ч 556
Крейсерская скорость, км/ч 370
Продолжительность полета, ч 30
Практический потолок, м 16500
Полезная нагрузка: на 6 узлах подвески

Источники : http://www.airwar.ru/ , http://zonwar.ru/

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz