Полупогруженный «транспорт-стратег» Поднебесной

Когда в военном командовании какого-либо развитого государства со статусом региональной сверхдержавы речь заходит о проведении стратегической военной операции с применением собственного флота, либо об участии своих ВМС в военно-морской группировке коалиции, тут же возникает вопрос о показателях автономности военно-морского соединения, а также его боевой устойчивости, которые зависят от очень многих факторов этого сложнейшего плавучего «организма»: от ТТХ и сетецентрических способностей корабельных БИУС до верно просчитанных арсеналов ракетного/торпедного/артиллерийского вооружений, материально-технического обеспечения и запасов продовольствия с пресной водой. Расчёт должен исходить из заранее спрогнозированных ударного и оборонительного потенциалов противника, а также удалённости театра военных действий от собственных и дружественных авиабаз и военно-морских баз.

Зачастую, все ресурсы подготовленной к военной операции корабельной, либо авианосной ударной группировки соответствуют или превышают средства, которыми располагает противник, но часто бывают и исключения, которые требуют лучшего технологического уровня собственных корабельных ЗРК, ПКРК, ПЛУР и т.д. Такой вариант справедлив для гипотетического противостояния России с НАТО. Очень большое значение для АУГ и КУГ в этих случаях имеет присутствие достаточного количества судов обеспечения, спасательных судов, кораблей специального назначения, минно-тральных кораблей, кораблей-госпиталей, либо внедрения данных функций в корабли основных классов.

Огромное значение для автономности также имеет водоизмещение судов обеспечения и специального назначения, среди которых отдельным «козырным» классом выделяются полупогруженные морские транспорты/десантные платформы/сухие доки, способные перевозить ремонтную, продовольственную и оружейную базу соединения на десятки тысяч километров, перебрасывать десантные единицы (десятки быстроходных катеров с пехотинцами, патрульные катера, десантные суда на воздушной подушке), принимать на борт и поднимать над уровне моря корабли классов «корвет», «СК», «фрегат» для быстрого устранения неисправностей, связанных с повреждениями корпуса ниже действующей ватерлинии, либо на движителях и рулевых элементах, расположенных на баллере. Конечно, тип поднимаемых кораблей зависит от водоизмещения полупогруженного судна.

На фото в заголовке — крупнейший китайский полупогружаемый транспортно-десантный корабль-платформа «Гуан Хуа Коу». 68-метровая ширина его палубы позволяет брать на платформу крупногабаритные грузы, к примеру, крупную нефтеплатформу, до 3-х кораблей класса «фрегат» или «эсминец». «Ворота» (пространство между задними швартовочными надстройками) позволяют увеличить длину полезного груза (при ширине до 35,7 м) до 208,4 м, т.е. транспорт может перевозить корабли классов «крейсер» или «вертолётоносец». Полупогружаемые транспорты данного класса смогут поддержать соединения флота КНР абсолютно в любой точке Мирового океана, что открывает первый этап глобального присутствия Поднебесной в «Большой игре».

Так, голландские полупогруженные грузовые корабли MV «Blue Marlin» и его систершип MV «Black Marlin» успели отличиться достойным количеством уникальных грузовых перевозок; в особенности, первый. В 2000-м году он доставил в США (Паскагулу) эсминец УРО DDG-67 USS Cole, повреждённый начинённой взрывчаткой надувной моторной лодкой «Аль-Каиды» в йеменском порту Аден; водоизмещение «Коула» составляет около 8500 тонн, длина 153,92 м, что потребовало диагонального размещения эсминца относительно 157,2 метровой палубы транспортного дока (с учётом швартовочного оборудования). В 2007-м году он доставил морскую плавучую многофункциональную РЛС СПРН и подсвета «SBX-1» из Пёрл-Харбора на Аляску. Но данные суда являются коммерческими, а теперь рассмотрим военные варианты.

Американское полупогруженное транспортное судно USNS «Montford Point» (T-MLP-1), которое в американских ВМС чаще именуют мобильной десантной платформой (MLP, Mobile Landing Platform), несмотря на водоизмещение 78000 тонн и длину в 233 м (при ширине 50 м), способно брать на борт до 600 тонн груза и до 320 пехотинцев. На палубе устанавливается до двух причалов для десантных ховеркрафтов LCAC. Каждое 185-тонное судно на воздушной подушке может перевозить 1 ОБТ M1A2 SEP, до 3-х машин амфибий КМП США AAV-7, до 5 155-мм гаубиц М-777, либо до 180 пехотинцев; T-MLP-1 способен транспортировать любые типы ударно-транспортных вертолётов и конвертопланы V-22 «Osprey». «Монтфорд Пойнт» может доставить эти средства на расстояние до 9000 миль, плюс сотни тысяч литров пресной воды и дизельного топлива, но 600 тонная нагрузка вызывает некоторые сомнения в ремонтно-восстановительных способностях для других типов боевых кораблей малого и среднего водоизмещения.

Другое дело — китайское полупогруженное грузовое судно/десантная платформа «Guang Hua Kou», которое было спущено на воду на верфи «Guangzhou Shipyard International» 28 апреля 2016 года. Здесь сразу видно, что «дозаплывались и доконтролировали» ВМС США архипелаг Спратли в Южно-Китайском море. По сравнению с тем, что мы увидели по фоторепортажам из Гуанчжоу, «Montford Point» выглядит «умеренным середнячком». «Гуан Хуа Коу» имеет просто громадное «авианосное» водоизмещение — в 98 тыс. тонн. Длина палубы, по предварительным оценкам, составляет 177 м, ширина — 68 м, что соответствует голландским «большегрузам», длина всего корабля — порядка 245 м; при слегка большей длине, китайский корабль является куда более грузоподъёмным, способным работать с кораблями класса «фрегат/эсминец», а также перевозить в разы большие запасы вооружения для корабельных ударных группировок.

До появления «Гуан Хуа Коу» ВМС США и НАТО были единственными обладателями такого типа кораблей, но теперь ситуация кардинально меняется. На верфи Гуанчжоу планируется спустить на воду далеко не один полупогружаемый док данного класса, на что указывают темпы появления новых проектов надводных боевых кораблей ВМС Китая, а также имеющаяся техника, вместе с амбициями КНР в Индийском океане и АТР. Долго не раздумывая, могу точно предположить, что дальность хода этого мощнейшего дока превысит 12 тыс. миль. Это позволит будущим китайским КУГ и АУГ весьма уверенно себя чувствовать вплоть до океанских подходов к Атлантическому океану или Аляске; в случае же поддержки нашей подводной компонентой и ледокольным флотом, китайский флот сможет участвовать и в «Арктической гонке», тем более, что предпосылки к этому имеются уже сейчас.

Так, китайский Шанхайский исследовательский центр полярных регионов уже 27 лет ведёт кропотливую работу по изучению полярных участков нашей планеты, их флоры, фауны, а также природных ресурсов. Изначально упор делался на Антарктику, но ввиду возникновения территориальных амбиций стран Европы и Северной Америки на арктический шельф, центр заострил внимание и на Арктике.

В частности, Китай плотно заинтересовался огромными энергетическими ресурсами, залегающими в арктическом шельфе, которые, согласно докладу центра, можно доставить «быстрыми и удобными способами». После этого поднебесная активно принялась налаживать торгово-экономические связи с Исландией и Данией (последняя — ведущий игрок «Арктической гонки»), инвестируя конкретно в горнодобывающие мощности Гренландии. Резво позабыли в Пекине и об удобном южном морском выходе в Антарктику, аргументируя всё тем, что КНР расположена в Северном полушарии. В октябре 2015, 3 боевых корабля ВМС Китая, а именно, эсминец УРО Тип 052С «Цзинань» (борт 152), ракетный фрегат Тип 054А «Иян» (борт 548) и судно обеспечения «Цяньдаоху», после антипиратской операции в Аденском заливе были направлены с визитом в порты северных государств Европы — Дании, Швеции и Финляндии. Заход этот был неслучайным. Во-первых, китайские моряки проверили и одновременно продемонстрировали мореходные качества и выносливость своих современных кораблей флота в условиях северных широт и непривычных метеорологических условий. Во-вторых, выказали интерес Поднебесной к Северной Атлантике, где пересекаются стратегически важные морские пути стран, участвующих в «Арктической гонке», всё очень знаково. Очень аккуратно, «на официозе», китайцы мимолётом прощупывают «почву», на которой, возможно, в обозримом будущем придётся действовать на Североатлантическом театре военных действий, и полупогружаемые транспортно-десантные суперплатформы класса «Гуан Хуа Коу» станут в этих действиях незаменимыми помощниками.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz