Проект самолёта ХАИ-2 (СССР, 1936)
В 1936 — 1937 годах преподаватель кафедры аэрогидродинамики Харьковского авиационного института имени Н.Е.Жуковского (ХАИ) А.П. Еременко (впоследствии профессор и ректор ХАИ) в инициативном порядке разработал проект одноместного самолета ХАИ-2 под турбореактивный двигатель РТД-1 тягой 500 кгс. Двигатель был спроектирован инженером кафедры тепловых машин ХАИ А.М. Люлькой, впоследствии академиком. Этот проект стал по всей видимости одним из первых в мире проектом самолета с ТРД…
Двигатель с центробежным компрессором размещался за кабиной летчика с выходом сопла под хвостовую часть фюзеляжа, воздухозаборник находился под фюзеляжем. Эта схема впоследствии получила название реданной, и в то время, когда первые ТРД еще обладали невысокой тягой, была достаточно популярна. Проект не реализовывался.
Работы над проектированием и созданием ТРД, не имевших винта и способных обеспечить в несколько раз большие, чем ТВД, скорости полета, начал в 1936 — 1937 годах А.М. Люлька. Сотрудник Харьковского авиационного института, Люлька, специалист по паротурбинной технике. Он в инициативном порядке разработал проекты ТРД как с центробежным одно- и двухступенчатым компрессором (РТД-1, 1937 г.), так и с осевым компрессором (РД-1,1938 г.). Вероятно после этого, для летных испытаний ТРД и началась разработка самолета ХАИ-2.
Схемы ТРД РТД-1 и РД-1 конструкции А.М. Люльки
Технический Совет института встретил новый проект довольно холодно. Однако не все члены Техсовета отнеслись отрицательно к проекту, разработанному группой Люльки. Его поддержал академик Г.Ф. Проскура, который порекомендовал направить материалы проекта в Москву, в Комитет по изобретениям и открытиям. Но надо учитывать, что в то время не существовало ни газотурбинных двигателей, ни тем более терминологии по ним. Поскольку этот проект не нашел поддержки со стороны членов совета института, Архип Михайлович направился в Москву. Экспертная комиссия, в состав которой входил профессор В. В. Уваров (а он был одним из энтузиастов создания газовых турбин для авиации), одобрила выдвинутые в проекте предложения по созданию силовой установки подобного типа.
Тем не менее разработки этого проекта в ХАИ не были поддержаны, а Архип Михайлович с большим трудом добился своего перевода в СКБ-1 (специальное конструкторское бюро) в 1939 году. Рабочие чертежи выбранного ТРД РД-1 с осевым компрессором и с тягой 500 кгс были сданы в производство на Кировский завод в Ленинграде в 1940 г. Таким образом, у СССР были все предпосылки для создания первого в мире реактивного самолета, но — не сложилось.
Между тем, Хейнкель закончил постройку своего реактивного Не-178. И в августе 1939-го он совершил первый в мире реактивный полет, опередив английский «Глостер» Е 28/39 почти на 21 месяц (15 мая 1941 г.).
Расчётные ТТХ: длина- 7,15 м, размах крыла- 7 м, нормальный взлётный вес- 1500 кг, тяга ТРД РТД-1- 500 кг, экипаж- 1 человек.
Источники: Ивнамин Султанов «История создания первых отечественных турбореактивных самолётов» (М., Вузовская книга, 1998); Александр Николаев. О создании первого отечественного турбореактивного двигателя; Архип Михайлович Люлька. Биография.