Проект тральщика-вертолётоносца 923 «Гранат» (СССР, 1969)
Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем НИР, выполненных 1-м и 30-м институтами МО, ЦНИИ-45 и Западным ПКБ. Результаты этих НИР позволили в 1966 г. рекомендовать следующий состав вооружения корабля: пять вертолетов типа Ка-25. приспособленных для целей ПМО (т.е. оборудованных тралами ОВКТ и бортовой оптической поисковой системой «Кедр»). 1×1-76-мм и 2х6-30-мм АУ с обшей системой ПУС, два ПЗРК «Стрела 2М», партия боевых пловцов (17 человек), специализированных на ПМО, с двумя резиновыми надувными моторными шлюпками, два – МРГ «Огонек», ГАСМ МГ-Х9 и ГАС МГ-7 (два комплекта), РЛС общего обнаружения «Линь». РЛС привода вертолетов «Привод В». НРЛС «Миус» и РЛС госопознавания «Пароль».
В качестве главных двигателей предлагалось использовать два дизеля типа 68 (2×8000 л.с.). Полное водоизмещение такого корабля составило бы около 3000 т, скорость хода 22 уз, дальность плавания 14-узловым ходом около 6000 миль, автономность 30 суток, экипаж около 130 человек. Постройка корабля могла бы быть осуществлена на Выборгском или Калининградском СЗ…
Предложение было одобрено руководством ВМФ и МСП, и решением ЦК КПСС и СМ СССР от 01.09.69 проектирование корабля (проект N9 923) было включено в кораблестроительную программу 1971 – 1980 гг. В ходе разработки ТТЗ требования к кораблю уточнялись и дополнялись. Так, вместо вертолета Ка-25 оговаривалось использование его новой модификации – Ка- 252, вместо ГАСМ МГ-89 – ГАСМ «Серна-2», вместо РЛС «Линь» – РЛС «Топаз», вместо НРЛС «Миус» – два комплекта ИРЛС «Волга», дополнительно принимались два комплекта противоминного комплекса «Гюрза» и два шестиствольных 30-мм автомата, а также требовалось рассмотрение катамаранного варианта, значительно увеличивалась численность команды и повышались требования к условиям обитаемости.
Согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ в 1972 г., разработка эскизного проекта предусматривалась в два этапа. На первом этапе следовало рассмотреть три варианта корабля (обычной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 8000 л.с., катамаранной архитектуры с пятью вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с. и катамаранной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с.) и выбрать из них наиболее приемлемый. На втором этапе надлежало отработать выбранный вариант. Окончание работ по первому этапу планировалось в 1973 г.. по второму – в 1974 г. Результаты работ по первому этапу, фиксирующие изменение ТТХ корабля при вариациях архитектурного типа и ЭУ, приведены в таблице.
Рассмотрение в МСП выполненных Западным ПКБ проработок показало, что отрасль не располагает ни отработанной технологией постройки кораблей-катамаранов требуемого водоизмещении, ни стапельными местами для их строительства и что решение требуемой задачи приведет к существенному увеличению как стоимости серийных кораблей, так и сроков их постройки. Заказчик отметил целесообразность расширения круга задач, решаемых кораблем, возложив на нею также борьбу с противолодочными минами «CAPTOR» (включая боевое дежурство на противолодочных рубежах) и постановку сигнальных буев космических объектов. Для указанных целей на корабль предлагалось принять глубоководный трал КТК-1 и усилить зенитное вооружение, приняв еще два комплекта «Стрела-2М». Поскольку верхняя палуба была занята вертолетами, то установку КТК предлагалось осуществлять со второй палубы. От этого намерения пришлось отказаться ввиду невозможности обеспечения требования непотопляемости при затоплении кормовых отсеков.
С учетом всего этого к дальнейшей разработке быт принят корабль обычной архитектуры с пятью вертолетами типа Ка-252 на борту. Разработка такого вертолета в модификации ПМО была включена в план работ МАП со сроком сдачи головного вертолета в 1978 г. Кроме того, были приняты решения о разработке для корабля новой ГАСМ «Кабарга» с большим радиусом действия и самоходных искателей-уничтожителей мин (вместо партий боевых пловцов ПМО).
В ходе разработки проекта подтвердилась потребность ВМФ в кораблях типа пр. 923: для ведения минной разведки в водах пролива Акаба в 1974 году отбыл противолодочный крейсер (вертолетоносец) «Ленинград» (пр. 1123) с наскоро приспособленными для целей ПМО вертолетами на борту.
Разработанный по второму этапу эскизного проекта корабль имел следующие характеристики: главные размерения 130×16,2×5,1 м. мощность дизельной ЭУ 2×12000 л.с., скорость хода 22 уз, дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль, автономность 30 суток, экипаж 225 человек, вооружение: пять вертолетов Ка-252 ПМО, 1×1- 76-мм АУ. 2×6-30-мм АУ, два ПМК «Гюрза», четыре СИУМа, семь запасных комплектов ОВКТ, по шесть комплектов трала ВТАМ и ВШЗ, два комплекта вертолетного электромагнитного трала «Подъем Т». 12 тральных вех, 38 мин (в перегрузку), два МРГ «Огонек». ГАСМ «Кабарга», РЛС «Топаз-1», ИРЛС «Волга» (два комплекта), «Привод-В» и «Пароль».
Рассмотрение материалов проекта показало, что массогабаритные характеристики корабля обусловливают возможность его постройки только на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитированы. Поскольку размерения корабля оказались близкими с размерениям БПК пр. 1155. то было принято решение о дальнейшем проектировании корабля пр. 923 в корпусе БПК пр. 1155.
В ходе разработки технического проекта выяснилось, что МАП не принимает (ввиду малосерийности) заказ на разработку противоминной модификации вертолетов (Ка-252 ПMO); разработка СИУМов не вышла из стадии поисковых работ: разработка дизеля типа 80 еще не начата и что разработки ПМК «Гюрза», АПКР «Удав-Г и ГАСМ «Кабарга» находятся в начальной стадии. Технический риск создания корабля в сложившихся условиях и. тем более, при остром дефиците стапельных мест был бы неоправданным и в 1979 г. проект 923 был закрыт.
Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр «Гранат»)
Проектант ЦКБ-363
Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.Мишин
Главный наблюдающий ВМФ . И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.Дымыкин
Завод-строитель планировался СЗ «Янтарь»
Годы проектирования 1972-1979
Водоизмещение, т:
стандартное 7200
полное 7800
Главные размерения, м 163×19.0x5,4
Главная энергетическая установка:
тин и мощность, л.с ГТУ, 2×22000+9000
Скорость хода, уз:
полная 30
экономическая 18
Дальность плавания при 14 уз. мили 5600
Автономность, сут 30
Экипаж, чел 231
Вооружение:
авиационное 5 вертолетов Ка-252 ПМО
зенитно- ракетное (общее число ракет) 2 ЗРК «Кинжал» (64)
артиллерийское 2х1-100-мм, 4×2-30-мм, 1х2-25-мм
противоторпедное APПК «Удав-1»
противоминное вертолетное 12 комплектов ОВКТ, 12 комплектов ВШЗ, 2 комплекта ВТДМ. 2 комплекта «Подьем Т». 12 вертолетных тральных вех 1*
противоминное корабельное 4 СИУМа
противодиверсионное 2 гранатомета‘’Огонек»
гидроакустическое ГАСМ «Кабарга», 2 комплекта переносной ГАС «МГ-7»
радиолокационное «Топаз-1». «Привод В». «Волга» (2 комплекта), ‘‘Пароль»
На каждом вертолете установлена бюртовая аппаратура обнаружения мин «Скат-В»
Источники : Скороходов Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). С-Пб. 2003, Соколов А.Н.Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота. М.2008, http://russianarms.mybb.ru/