Бронеавтомобили Германии в WW1

В германской императорской армии бронеавтомобили появились еще в мирное время. Первые эксперименты в данной сфере относятся к 1905 году. После долгих испытаний (прежде всего в отношении вопросов бронирования, типологии вооружения и способов его установки) был изготовлен и принял участие в маневрах Гвардейского корпуса бронеавтомобиль Мерседес (броня 3,5 мм, шасси для омнибусов Бюссинга, вооружение — 1 пулемет).

Кстати говоря, на этих же маневрах приняли участие два французских броневика (фирм Шаррон и Жирардо-Фогт), предназначенные для России и случайно попавшие в Германию.

По результатам этих маневров специалистами было высказано мнение, что бронеавтомобиль получит лишь ограниченное тактическое применение, сводящееся к обороне границ, горных проходов и разрушению речных переправ. Но мировая война опрокинула эти расчеты. Уже в начале Первой мировой войны на правом фланге наступающей на Западном фронте германской армии англичане применили бронеавтомобили в бою.

Несмотря на то, что еще в октябре 1914 года начальник полевого Генерального штаба германской императорской армии дал по этому вопросу соответствующие указания, лишь в июне 1916 года (!!!) были наконец готовы 3 бронеавтомобиля (Даймлер, Бюссинг и Эрхард). Эти машины и составили 1-й пулеметный бронеавтомобильный взвод кайзеровской армии.

На фото в заголовке — бронеавтомобиль фирмы Даймлер. Машина имела 4-цилиндровый двигатель, 4-скоростную коробку передач, двойные колеса предохраняли от погружения в грунт. Цилиндрическая башенка имела 4 бойницы, через которые могли действовать 3 пулемета Максим, имевшиеся на вооружении броневика. Радиатор бронированного капота был защищен оригинальными горизонтальными бронежалюзи. Приняв решение о необходимости охлаждения двигателя, водитель, находясь на своем рабочем месте, поворотом специального рычага мог открывать и закрывать бронежалюзи на радиаторе. Экипаж — 8 человек. В течение всей войны было изготовлено лишь 3 (!) таких машины.

Бронеавтомобиль фирмы Эрхард

Бронеавтомобиль фирмы Эрхард

Бронеавтомобиль фирмы Эрхард. Полноприводной Эрхард, так же как и Даймлер, имел 4-цилиндровый двигатель в передней части кузова. Но большие углы наклона броневых листов представляли этому броневику лучшую защиту, чем его «собрату». Вооружение — 3 пулемета, причем башенка оригинальной конструкции позволяла вести даже зенитный огонь. Экипаж — командир, 6 пулеметчиков (включая вторые номера) и водитель.

Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг

Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг

Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг. Это наиболее мощный по своим габаритам и весу германский бронеавтомобиль. Был оснащен 6-цилиндровым двигателем с 10-ступенчатой коробкой передач (5 скоростей переднего хода и 5 заднего). Все колеса — ведущие. К услугам 3-х пулеметов, бывших на вооружении этой машины, были 10 огневых позиций — 4 амбразуры в башенке и 6 — в корпусе. Броня — 7 мм.

Таким образом, приходится констатировать, что в деле производства и применения броневиков немцы оказались позади не только русских, англичан, французов, бельгийцев, но и своих союзников австрийцев.

Первое боевое испытание германских броневиков состоялось в Верхнем Эльзасе и дало благоприятные результаты. В отчете, посвященном использованию бронеотряда, было отмечено, что отряд явился ценным мобильным резервом командования, особенно при контратаках для локализации прорывов противника.

Но, как ни странно, дальнейшее изготовление броневиков было приостановлено «с целью использования рабочих рук для более важных целей». Производство бронеавтомобилей не относилось к приоритетным задачам германского командования.

Броневзвод № 1 принимал участие в операциях против Румынии в том же 1916 году, где сослужил отличную службу: именно в условиях маневренной войны скоростные и подвижные броневики смогли проявить свои лучшие качества. Особенно он отличился в Кронштадской операции (сентябрь — октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах. Именно результаты Румынской кампании побудили немцев приступить к постройке еще 14-ти бронеавтомобилей, изготовление которых затянулось до января 1918 года. Эти машины укомплектовали бронеотряды №№ 2—7. Один из них участвовал в боях на Итальянском фронте в конце 1917 года, но в силу допущенных технических и тактических ошибок должным образом проявить себя не смог.

В 1918 году немцы использовали свои бронеотряды на бывшем Восточном фронте, для полицейской службы на оккупированной Украине, подавления крестьянских волнений и охраны коммуникационных линий.

Из трофейных русских (в основном брошенных деградировавшей после революции и стремительно откатывающейся на восток после Брестского перемирия русской армией) и итальянских (после разгрома итальянцев при Капоретто) бронеавтомобилей (производства заводов Лансиа, Путиловского, Минервы, Пежо, Аустин) летом 1918 года были сформированы бронеотряды №№ 8—11. Они себя ничем не зарекомендовали (тем более в условиях отсутствия оригинальных запчастей).

Всего за войну немцы построили 17 бронемашин, захватили еще 40 (из них 20 восстановили). И это при том, что, имея опыт производства бронеавтомобилей с 1905-го года, они вполне могли их массово изготавливать и использовать в бою. Особенно широкий простор для применения бронеавтомобилей имелся в начале войны на Французском фронте: в наиболее стратегически ответственный период большого германского наступления через Бельгию (конечно, с установлением жестких реалий позиционной войны возможности для применения бронеавтомобилей существенно снизились, но это произошло лишь в конце осени 1914 года), а также на Русском фронте — в течение почти всей войны.

Конструктивные особенности германских бронеавтомобилей заключались в том, что, если французские и итальянские броневики (легкие по своей сути) имели шасси легковых автомобилей с мощным мотором и двумя ведущими колесами, то тяжелые немецкие броневики имели шасси грузовых машин с четырьмя ведущими колесами (благодаря этому они могли двигаться не только по дорогам, но и по твердому грунту). Вооружение состояло из 2—3 пулеметов с максимальными углами обстрела. Некоторые германские машины были также вооружены огнеметами и даже орудиями (например, 20-мм бекеровской пушкой). Толщина брони «броневиков-немцев» колебалась между 6 и 11 мм, причем 11-мм броня давала защиту от винтовочных пуль даже при стрельбе с близких дистанций. Противопульной броней были надежно защищены мотор, вооружение, экипаж машины. Численность экипажа зависела от размера броневика и колебалась от 4 до 8 человек.

Имея качественные и оригинальные тактико-технические характеристики и возможности для применения на практике, германские броневики так и не стали полноценным мобильным тактическим бронересурсом в руках кайзеровского командования.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.