ВМС НОАК: вызов или стимул?

Должен признаться, что 11 с лишним лет назад, когда начались разговоры об использовании ТАВКР «Варяг» в интересах ВМС НОАК, при всём моём кораблестроительном образовании и опыте работы в отрасли мне казалось, что достройка купленного по дешёвке блокшива в качестве полноценного авианосца решительно невозможна, в лучшем случае − для изучения конструкции, отработки перспективных технических решений, испытаний палубных самолётов и тренировки лётчиков (в виде стационарного, буксируемого или самоходного учебного корабля). Моя уверенность основывалась на том, что перед продажей за рубеж с «Варяга» демонтировали всё что можно, приобрести штатные комплектующие было нереально, а насыщение голого корпуса китайским оборудованием представляло из себя задачу космического масштаба, наконец, на всё это надо было потратить уйму времени и денег.

Однако, трудолюбивые, упорные и богатые (в смысле ВВП) китайцы благополучно преодолели все «непреодолимые» трудности, и 29.09.2012 (спустя семь лет после начала работ) первый авианосец Поднебесной был официально передан ВМС, а совсем недавно (24.12.2016) во главе АУГ впервые вышел на учения в открытый океан.

После того урока, что преподал мне китайский судпром, я готов поверить в практическую реализуемость любых (почти любых) самых невероятных и амбициозных планов военно-политического руководства КНР. Касательно авианосной программы эти планы поначалу предусматривали создание трёх АУГ («проект 48») − по одной на каждый из трёх флотов* ВМС НОАК. В дополнение к «Ляонину» (пр. 001) в 2014 и 2015 г.г. в Даляне и Шанхае предполагалось начать строительство двух авианосцев типа 001A (по $4,5 млрд) − немного усовершенствованных, но в целом повторяющих конструкцию прототипа. Работы по первому из них, названному «Шаньдун», уже идут (по имеющимся данным, с конца 2013 г.), 19.01.2015 об их начале сообщили китайские СМИ, а на 03.10.2016 корпус приобрёл ярко выраженные «авианосные» очертания − с трамплином, угловой палубой и «островом». Спуск на воду ожидается в 2017 г., передача флоту − в 2020 г.

В сообщении от 19.01.2015 прозвучало и новое число предполагаемых к постройке авианосцев − 4 единицы. Дальше больше − некие американцы спрогнозировали, что к 2025 г. Китай планирует построить целых шесть авианосцев, включая два атомных. Китайцы, в свою очередь, официально объявили подобные прогнозы «спекуляциями» и заявили, что количество АВ «будет зависеть от имеющихся ресурсов» (ссылка 8) − весьма здравое суждение, говорящее о том, что возможности даже такой сверхдержавы как, Китай, далеко не безграничны (либо имеет место типично восточное коварство, но это уже из области конспирологии). Спрогнозированный срок (2025 г.) совсем не вяжется с реальностью, однако есть неофициальный график строительства тех самых 6 авианосцев, который, возможно, не так уж далёк от истины (если сдвинуть сроки немного вправо): CV16 типа 001 (Далянь) − 2012, CV17 типа 001A (Д.) − 2014/18/22 (закладка/спуск/передача), CV18 типа 002 (с обычной ГЭУ и катапультами, Шанхай) − 2018/22/26, CV19 типа 002 (Д.) − 2018/22/26, CVN20 типа 003 (атомный, Ш.) − 2022/27/32, CVN21 типа 003 (Д.) − 2022/27/32.

Вернёмся ненадолго к АВ типа 001A, чтобы восстановить справедливость. Один научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН недавно высказался так: «Шаньдун» будет лучше, нежели предшественники, поскольку в конструкции кораблей типа «Кузнецов» были допущены определённые серьёзные ошибки и недочёты… Часть таких недостатков китайцы исправили при достройке «Ляонина». Здесь [на 001A] они могут сделать больше улучшений, связанных с размещением авиагруппы, различных узлов и агрегатов, условиями службы… Корабли этого типа не так хорошо подходят для проецирования силы в удалённые районы мира, как американские авианосцы. Советским авианосцам предназначалось играть роль центрального элемента системы обороны района патрулирования атомных ракетных подлодок, которую в западной литературе именуют «Бастионом». Есть предположение, что китайцы создают подобный «Бастион» в Южно-Китайском море, где на острове Хайнань размещена база АПЛ».

Во-первых, китайские конструкторы ещё недостаточно опытны, чтобы исправлять наши ошибки − им бы своих не наделать. Кроме того, есть большие сомнения в том, что уважаемый востоковед видел чертежи «Ляонина», если только под серьёзной ошибкой он не понимает размещение на ТАВКР ПКРК «Гранит», от которого китайцы отказались по той простой причине, что этот совсекретный комплекс им не планировали продавать даже в те времена, когда продавали всё подряд. Во-вторых, как сказал Бисмарк, которого любит цитировать ВВП: «Важны не намерения, а потенциалы». Если у китайцев появится реальный инструмент проецирования силы, рано или поздно они его обязательно применят.

В целом, авианосная программа ВМС НОАК играет по отношению к ВМФ России ту же роль, что и программа строительства суперэсминцев типа 055 − роль стимула, который, будем надеяться, не позволит нам отстать и навсегда скатиться на третью строчку табеля о рангах ведущих морских держав. Для этого у нас есть достаточно средств, производственных мощностей, жизненного и боевого опыта, умных голов и умелых рук. Если в 2025 г. (как и планируется), мы заложим сразу два новых авианосца (на Севмаше и Балтийском заводе − ссылка 10), после их спуска на воду ещё два, а потом ещё два, и будем строить каждый не более 10 лет (5 на стапеле, 5 в достройке и на испытаниях), мы довольно скоро (примерно в 2045 г.) догоним китайцев, перегоним их по CVN и утрём нос всему миру.

Примечание. * Как известно, ВМС НОАК состоят из трёх флотов − Северного (штаб в Циндао, зона ответственности − Жёлтое море), Восточного (соответственно Нинбо и Восточно-Китайское море с Тайваньским проливом) и Южного (Чжаньцзян и Южно-Китайское море с Тонкинским заливом). С учётом относительной компактности базирования сил флота и лёгкости межфлотского манёвра (особенно в сравнении с ВМФ России) 3-4 авианосца и столько же авианосных групп представляются вполне достаточными для обеспечения обороноспособности КНР (програма-минимум без вредных замашек на мировое лидерство). Для справки: от Циндао до Ниндо около 400 миль (1 сутки−09 часов 12-узловым ходом), от Ниндо до Чжаньцзяна 980 (3−10), от Циндао до Чжаньцзяна 1380 (4−19). Для сравнения: Гибралтар−Тартус 2030 (7−01), Североморск−Севастополь 5000 (17−09), Североморск−Владивосток 12 840 (44−14).

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.