Юнкерсы над Москвой
Утром 24 августа 1943 года над Москвой в течение часа кружил немецкий стратосферный фоторазведчик «Юнкерс» Ju.86P. На его перехват взлетело 15 истребителей всех типов, имевшихся в Московской зоне ПВО, но ни один из них не смог достичь высоты 12000 метров, на который летел гитлеровский воздушный шпион.
Выше всех — на 11500 метров сумел подняться импортный английский «Спитфайр». Пилот попытался стрелять с кабрирования, то есть — задирая нос машины вверх, но дистанция была слишком велика и он не попал. Остальным самолетам не удалось даже этого: специально облегченные Як-9 поднялись на 11000 метров, «высотный» МиГ-3 — на 10800, Як-1 — на 9500, а «Кобры» — на 9000.
На следующий день начельник штаба ПВО генерал Громадин уныло констатировал в своем докладе: «Имеющиеся у нас истребители не могут набирать высоту, необходимую для боя с высотными разведчиками. Несмотря на то, что противник уже более года ведет безнаказанную разведку г. Москвы, вопрос о высотных истребителях советской промышленностью до сих пор не решен».
Высотный стратегический фоторазведчик «Юнкерс» Ju.86Р был частым гостем Москвы в 1942-43 годах. Всякий раз его появление вызывало воздушные тревоги и надолго выбивало из колеи жизнь города.
Слева — раскапотированный дизельный двигатель «Юнкерса», справа — пилот залезает в люк гермокабины. Да-да, Юнкерс летал на турбо-дизелях, и для бомбардировщиков это была перспективная тема — ведь у дизелей КПД выше и расход топлива на единицу мощности ниже. Кроме того, из-за высокой степени сжатия они менее чувствительны к падению мощности с набором высоты.
Junkers Ju 86 — немецкий высотный средний бомбардировщик, создан в КБ фирмы Юнкерс (Junkers) под руководством Э. Цинделя. Первый полет состоялся 4 ноября 1934 года. Вариант Ju-86A-1 принят на вооружение люфтваффе в феврале 1936 года. Пассажирские Ju-86В-0 Lufthansa получила приблизительно в то же самое время.
Выпускался в вариантах бомбардировщика и (c 1940) — высотного разведчика (Ju-86R-1 и R-2).
В начале 1942 г. немцы поняли, что союзники могут скоро создать перехватчик, который легко справится с Ju.86P, поэтому в середине 1942 в небо поднялся Ju.86R, созданный на базе Ju.86P. На крыле, увеличенном до невероятных размеров — 32 м, были установлены модифицированные Jumo-207B-3, развивавшие на взлёте 1000 л. с. и 750 л. с. на высоте 12 200 м, а использование форсажа GM-1 обеспечивало большую высотность. Запас топлива в 1935 л обеспечивал продолжительность полета 7 часов 10 мин. Трёхлопастный винт был заменен четырёхлопастным, — это позволило достичь потолка в 14 400 м.
Это поставило крест не только на потугах СССР создать высотный истребитель, способный достать такого разведчика, но также и на потугах англичан. А вот американцы проблему решили — у них был в запасе монструозный Republic P-47 Thunderbolt, который благодаря чудовищного размера турбонагнетателю даже в базовой версии имел потолок 13 100 м. Картвели перепроектировал крыло на более удлиненное, уменьшил число 12-мм пулеметов до шести, и применил новый двигатель с впрыском водно-метановой смеси (а гермокабина с наддувом у Тандерболта и так уже была) — после чего такие «высотные Тандерболты» стали забираться на 15 километров.
Кстати, оснащённый турбонагнетателем GE CH-5 пилотируемый Майком Ричи XP-47J достиг максимальной скорости 813 км/ч в горизонтальном полёте 4 августа 1944 года на высоте 10,5 км. Рекорд Ричи для поршневых самолетов не был побит до 21 августа 1989 года.
Но Тандерболты так и не встретились в воздухе с Ju.86R.
Модификации обозначения по отношению к серии Р поменялись на обратные — Ju.86R-1 стал самолётом-разведчиком, a Ju.86R-2 — высотным бомбардировщиком. Выпуск Ju.86R продолжался до лета 1942 года. Ju.86P эксплуатировался до августа 1943 года, а Ju.86R до июня 1944 года.
