Фолклендская эпопея «Си Харриера»

Фактор участия “Харриеров” и авианосцев в том конфликте стоял где-то на двадцатом месте после эсминцев и фрегатов, ста вертолетов, многочисленных сил десанта и великолепной выучки британских экипажей.

Поврежденный эсминец “Глазго” непрерывно описывал циркуляцию на протяжении пары часов. Искусственно созданный крен препятствовал проникновению воды, пока аварийная команда пыталась заделать пробоину в районе ватерлинии. Вот так куются победы!

А что же “Харриеры”? Ниже ожидает короткий репортаж об их подвигах и реальном вкладе в общую победу. Забегая немного вперед, отмечу, что Фолклендская война стала ярким доказательством обратного. Современный флот имеет реальный шанс на победу без авиационного прикрытия. И имел бы еще больше, если бы британцы посерьезнее отнеслись к ПВО. Можете смеяться, но это действительно так. То, чем занимались “Харриеры”, ни авиационной поддержкой, ни прикрытием назвать нельзя. Одна большая и бесполезная статья расходов.

Вторая точка зрения связана с анализом боевого применения “Харриеров” с выдачей глубокомысленных выводов о необходимости строительства “сбалансированного флота”. С классическими авианосцами, катапультами и пресловутыми самолетами ДРЛО. Ухх! Вот это мощь.

Только, господа, не стоит искать смысл там, где его нет. Мы все знаем, что быть богатым и здоровым наверняка лучше, чем бедным и больным. Знали об этом и англичане, которым хватило средств лишь на реплики боевых кораблей. И, по личному убеждению автора, если уж рассматривать данную тему, то вопрос надо ставить иначе. Можно ли было истратить средства более рациональным способом вместо содержания ржавого “Гермеса” и строительства бесполезных “Инвинсиблов”?

В остальном Фолклендская война была такой же репликой современной войны. С использованием пассажирских авиалайнеров для морской разведки, спортивной стрельбой из винтовок по реактивным штурмовикам и всего шестью аргентинскими ПКР на весь театр военных действий. Хотя тот театр больше напоминал цирк.

Арги и британцы не только палили друг в друга из одинаковых автоматов (FN FAL), но даже использовали одинаковые корабли. Например, в боевое ядро аргентинских ВМС входили те же самые “Шеффилды” — эсминцы типа 42, построенные в Британии за пару лет до конфликта.

Сейчас, в эпоху “Гугл карт”, это покажется странным, но у собравшихся в поход морпехов Её Величества не оказалось топографических карт тех никому не нужных островов. Спецслужбам пришлось собирать информацию вручную, опрашивая всех, кого по воле случая когда-либо заносило на Фолкленды.

Ржавый фрегат "Плимут" и АПЛ первого поколения "Конкеррор" с торпедами Mk.VIII образца 1929 года.

Ржавый фрегат «Плимут» и АПЛ первого поколения «Конкеррор» с торпедами Mk.VIII образца 1929 года.

А вы тут мечтаете об авианосцах и ДРЛО.

У англичан тоже были самые серьезные намерения и проект “Куин Элизабет” CVA-01. Два классических 300-метровых монстра со смешанной авиагруппой, в т.ч. палубными “Фантомами” и самолетами ДРЛО. С экипажем из 3200 чел.

6400 человек — это больше, чем служило НА ВСЕХ ЭСМИНЦАХ, АВИАНОСЦАХ И ПОДЛОДКАХ, входивших в состав фолклендской эскадры. А сам “Куин Элизабет” с полным авиакрылом стоил бы дороже, чем флоты Англии и Аргентины, вместе взятые.

Для тех, кто еще не осознал всей курьезности процесса: ради содержания пары CVA-01 британским адмиралам пришлось бы отказаться от всех остальных кораблей. Флот из пары авианосцев. А кругом — пустые причалы.

В реальности они даже не осилили постройку эскорта для своего CVA. Из запланированной серии эсминцев Тип 82 достроили лишь один — “Бристоль”.

Еще одна забавная ситуация связана со старым авианосцем “Арк Ройал” (R09), которого “зарубили проклятые лейбористы”. Как бы он пригодился в Фолклендской войне!

А может быть, и не пригодился.

К моменту списания возраст “Арк Ройала” составлял: с момента вступления в строй — 24 года, с момента закладки — 36 лет. Старое ведро, построенное по устаревшим стандартам Второй мировой (1943 г.). Списанию “Арк Ройала” предшествовали два знаменательных события: а) пожар на его ангарной палубе; б) прекращение процесса “каннибализации” HMS Eagle (R05), чьи запчасти использовали для поддержания на ходу его собрата. Увы, к 1978 году снимать стало уже нечего.

Не стоит обольщаться возможностями авиагруппы последнего из британских “классических” авианосцев. На какой дальности самолеты ДРЛО “Гэнит 3AEW” с радаром времен Второй мировой смогли бы взять на сопровождение низколетящие самолеты и КР на фоне воды? И хватило бы сил у двух операторов “Гэнит” для тщательного мониторинга обстановки и наведения современных истребителей?

Что касается “Фантомов”, то их было на борту всего 12, в лучшем случае (при замещении ими всех самолетов др. типов) — порядка 20-25 машин. Согласно открытым источникам, трудоёмкость обслуживания “Фантома” составляла 35 чел.-часов на час полета. В сутках 24 часа. Внимание, вопрос: сколько истребителей могло бы постоянно находиться в воздухе, обеспечивая ПВО британской эскадры?

Большие деньги портят людей, а маленькие — просто уродуют

Осознав, что мечты о “классических” 300-метровых авианосцах несбыточны и пусты, британское Адмиралтейство прониклось идеей “легких” авианесущих кораблей с СВВП. На вооружении уже был готовой образец такой вертикалки” — Хаукер Сиддли Харриер. Оставалось лишь приспособить “Луня” к морскому базированию и приучить к выполнению истребительных задач.

Понимали ли адмиралы, что дозвуковая “вертикалка” без УРВВ средней дальности и с ограниченным боевым радиусом будет всегда уступать “классическим” истребителям? Очевидно, понимали. Но они даже подумать не могли, что все будет настолько печально.

В ходе аргентинских атак потоплены:

— эсминец «Шеффилд»;
— эсминец «Ковентри»;
— фрегат «Ардент»;
— фрегат «Энтилоуп»;
— десантный корабль «Сэр Гэлахэд» (на подходе к островам получил попадание 1000-фн. неразорвавшейся бомбой; повторно атакован и учичтожен спустя трое суток в бухте Сан-Карлос);
— транспорт/вертолетоносец «Атлантик Конвейор»;
— десантный катер Foxtrot Four (из состава УДК HMS Fearless).

Повреждены:

— эсминец «Глазго» — 454-кг неразорвавшаяся бомба, застрявшая в машинном отделении;
— эсминец «Энтрим» — неразорвавшаяся авиабомба;
— фрегат «Плимут» — четыре (!) неразорвавшиеся бомбы;
— фрегат «Аргонавт» — две неразорвавшиеся бомбы, «Аргонавт» был уведен из зоны БД на буксире;
— фрегат «Элекрити» — неразорвавшаяся авиабомба;
— фрегат «Эрроу» — поврежден огнем авиационных пушек;
— фрегат «Броудсворд» — пробит насквозь неразорвавшейся бомбой;
— фрегат «Бриллиант» — расстрелян «Даггерами» с бреющего полета;
— десантный корабль «Сэр Ланселот» — 454 кг неразорвавшаяся бомба;
— десантный корабль «Сэр Тристрам» — поврежден бомбами, полностью выгорел, эвакуирован на полупогруженной платформе;
— десантный корабль «Сэр Бедивер» — неразорвавшаяся авиабомба;
— флотский заправщик «Бритиш Уэй» — неразорвавшаяся авиабомба;
— транспорт «Стромнесс» — неразорвавшаяся авиабомба.

Не нужно заканчивать военную академию, чтобы понять, что эскадра Вудварда была на волоске от гибели. Всякий раз, когда аргентинцы вылетали на задание, британцы не иллюзорно “огребали” от своего противника.

Если бы взрыватели бомб срабатывали чуть чаще, Фолклендские острова стали бы Мальвинскими. При сокращении числа кораблей боеспособность эскадры непрерывно снижалась, а аргентинские атаки с каждым разом становились бы все более и более эффективными. Пока не перетопили бы всех, как щенят.

Чем в это время занимались хваленые “Си Харриеры”? Ответ известен — патрулировали у юго-западного побережья Фолклендов. Именно туда выходили аргентинские “Даггеры” для проверки своих инерциальных систем после 700-км перелета над океаном. Там их и поджидали британские ассы, расстреливая беспомощные штурмовики. Следовавшие без радаров, ракет и возможности использовать форсаж, иначе “Даггер” на обратном пути рухнет с пустыми баками в океан.

Что касается “Скайхоков” с системой дозаправки в полете, то они сразу летели в открытый океана, где неожиданно нападали на британские корабли с любого румба.

Сверхзвуковые “Супер Этандары” и вовсе чувствовали себя неуязвимыми. Быстро вычисляя корабли, выполняя пуски ракет “Экзосет” и вновь исчезая в неизвестном направлении. На британское счастье, у Аргентины было всего шесть ракет на пять самолетов-ракетоносцев. А вместо боевой авиации — рухлядь со всего света: без радаров, нормальных бомб и с единственным действующим самолетом-заправщиком КС-130. Но даже перед столь слабым противником корабельные СВВП оказались совершенно неэффективны.

Эпилог

Весь этот бардак сводится к одному-единственному вопросу.

Если идея с “Инвинсиблом” и СВВП потерпела на практике полное и очевидное фиаско, то имелись ли иные пути повышения боеспособности британской эскадры?

Например, направить средства на приобретение корабельных ЗРК “Си Сперроу”. Это было стандартной натовской практикой — комплекс устанавливался на все крупные (и не очень) надводные корабли проамерикански настроенных государств. Проверенные в бою ракеты средней дальности AIM-7 “Сперроу” в восьмизарядной пусковой установке. В целом система была далека от совершенства, но все же не шла ни в какое сравнение с британским “Си Кэтом”.

Собственный британский ЗРК выглядел убого и имел такие же слабые ТТХ. Как выяснилось позднее, ни одна из 80 выпущенных дозвуковых ракет не попала в цель! Исходя из данной статистики, 13 из 15 фрегатов, отправленных к Фолклендам, оказались полностью беззащитны от атак с воздуха. Лишь два из них (“Бриллиант” и “Броудсворт”, тип 22) были оснащены двухканальным ЗРК “Си Вулф”, близким по возможностям к американскому “Си Сперроу”. Вести в таком состоянии флот на другой конец света было чистой авантюрой! Кто не верит, пусть взглянет еще раз на список разбомбленных кораблей.

Наличие более-менее адекватных ЗРК на остальных 13 кораблях могло сократить потери британцев в разы, надолго отбив желание у аргентинских пилотов заниматься топ-мачтовым бомбометанием.

И это только самое просто и очевидное решение! Иначе для чего нужны эти вертолетоносцы и “вертикалки”, если весь флот, простите, ходит с голым задом?!

Любопытно, что спустя всего месяц после окончания войны, в июле 1982 года, британская комиссия срочно выехала в США с целью приобретения новейшего ноу-хау: зенитных систем “Фаланкс”…

И все-таки мы воздержимся от далеко идущих выводов. Необходимость наличия авиационной поддержки, правильная тактика и внешний облик кораблей при крайнем недостатке средств… Жизнь шире любых правил и комплексов. А адмирал Вудвард вряд ли нуждается в диванных экспертах. Он выиграл ту войну без наших советов.

Пожалуй, единственное универсальное правило этой жизни: любые ресурсы нуждаются в правильном распределении. И чем меньше этих ресурсов, тем более обдуманным должно быть их вложение.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.