Американский Освободитель
Ровно 85 лет назад, 29 декабря 1939 года, в США совершил первый полет прототип тяжелого четырехмоторного стратегического бомбардировщика Консолидейтед В-24 «Либерейтор» («Освободитель») — самого массового в мировой истории самолета этого класса, спроектированного инженеом Айзеком Маклином Лэддоном и растиражированного в количестве 18188 экземпляров.
Колоссальная мощь американской экономики позволила клепать в столь огромных масштабах это большое, сложное и высокотехнологичное изделие с 1200-сильныыми двигателями, оснащенными турбонаддувом.
Надо признать, что ни одной другой стране такое было не под силу. А ведь необходимо учесть, что, помимо «Либерейторов», американцы за годы Второй мировой войны наштамповали 12730 тяжелых четырехмоторных Боингов В-17 «Флаинг Фортресс» и 3970 баснословно дорогих, по тем временам, «стратегов» Боинг В-29 «Суперфортресс», не считая сотен тысяч самолетов иных классов.
Массовое производство «Либерейторов» на заводе Форда в Уиллоу Ран.
А если вернуться к «Либерейтору», то эти бомберы широко и активно применялись на всех фронтах Второй мировой войны, от Нормандии, Ливии и Италии до Аляски и Новой Гвинеи. Кроме Советско-германского форнта, где их не было, так как в СССР В-24 по ленд-лизу не поставляли. Впрчем, наши и не наставивали на их поставках, поскольку у нас не хватало подготовленных летных экипажей и наземной инфраструктуры для обслуживания этих крупных, сложных и дорогих в эксплуатации машин.
Невозможно сосчитать количество жертв налетов «Либерейторов», но, если учесть, что это был самый массовый тяжелый стратегический бомбардировщик Второй мировой войны, то можно предположить, что он был и самым смертоносным.
Впрочем, я бы отдал пальму первенства в этом отношению английскому «Ланкастеру». Хотя их было выпущено намного меньше, чем «Либерейторов», всего 7377 штук, специфика применения британских «стратегов» предполагала целенаправленное и массовое истребление гражданского населения враждебных государств. В отличие от американцеев, которые преимущественно «работали» по военным, промышленным и транспортным объектам, британцы просто «жарили мясо», стараясь убить фугасками и напалмом как можно больше немцев без различия пола и возраста.
Платой за удары «Либерейторов» по вражеским объектам стали примерно 6000 не вернувшихся с заданий бомбардировщиков этого типа. Среднестатистический процент потерь составлял 1,7 на 100 боевых вылетов, что было немного больше, чем у В-17, которые теряли в среднем 1,32% на сотню вылетов. Но, по соотношению цены и сброшенной бомбовой нагрузки «Либерейтор» превосходил «Летающую крепость», а потому он получил более широкое распространение как на западных, так и дальневосточных фронтах.
В-24, покрытый «тихоокеанским» камуфляжем и с опознаветельными знаками ВВС США начального периода Второй мировой войны. Это был первый крупносерийный тяжелый бомбардировщик, оснащенный носовой стойкой шасси.
Однако послевоенная биография В-24 оказалась недолгой. Принятие на вооружение более совершенных тяжелых бомбардировщиков уже в 1945 году сделало «Либерейтор» морально устаревшим. И осенью того же года он был снят с вооружения ВВС США, а вскоре и в Великобритании, которая за годы войны получила по Ленд-лизу более 1900 бомбардировщиоков данного типа. Впрочем, в некоторых странах «Либерейторы» прослужили гораздо дольше, например, индусам после обретения независимости досталось более 40 бывших английских машин, состоявших на вооружении индийских ВВС до 1968 года.
«Либерейтор», сбитый реактивным перехватчиком Ме-262. Батарея из четырех 30-миллиметровых пушек этого истребителя буквально разрубила самолет пополам.
Покинуть падающий В-24 было не так-то просто. Большинство членов экипажа выпрыгивало через открытый бомболюк, но перед этим им надо было еще надеть парашюты.