Бронеавтомобиль Hamilton Armoured Car (Канада)
Желание населения помочь армии понятно и похвально. При этом оно может давать весьма интересные результаты. Так, в 1940 году народное ополчение одного из канадских городов, намереваясь защищать родину, построило собственный броневик под названием Hamilton Armoured Car.
В 1940 году в странах Британского Содружества наций начали формироваться отряды народного ополчения. Канада не стала исключением, и уже летом того же года в городе Гамильтон (провинция Онтарио) появилась собственная добровольная структура Hamilton Civil Guard (HCG). Благодаря своему географическому положению Канада могла не опасаться открытого нападения нацистской Германии или фашистской Италии. В то же время, никто не мог поручиться, что армии этих стран не попытаются организовывать диверсии. В связи с этим ополчению была поручена охрана важных объектов и поиск возможных диверсантов противника.
Боязнь возможных диверсий, прежде всего, привела к изменению общей атмосферы в городе. Теперь жители Гамильтона стали настороженно относиться к любым приезжим, особенно из зарубежных стран. Каждый новый человек, тем более итальянец или немец, рассматривался как потенциальный шпион или диверсант. Однако бойцы и руководители HCG вскоре нашли способ защитить себя от вражеских лазутчиков. Для повышения боеспособности ополченцев было заказано армейское оружие, а кроме того, появилось предложение построить свой собственный бронеавтомобиль.
Колесная машина с бронированием и возможностью оснащения стрелковым оружием должна была участвовать в патрулированиях и охране различных объектов, а также показывать населению готовность ополчения встретить врага во всеоружии. В минимальные сроки была найдена возможность начать строительство будущей боевой машины. Гамильтонские ополченцы смогли своими силами разработать оригинальный проект, а командование и имевшиеся связи помогли с поиском ресурсов и субподрядчиков.
Насколько известно, проект оригинального броневика для Hamilton Civil Guard не получил какого-либо специального названия. В сохранившихся документах того времени эта машина фигурирует под разными именами, тогда как «официальное» обозначение неизвестно. Вероятнее всего, ополчение Гамильтона не уделяло этому вопросу много внимания. Таким образом, этот образец техники с полным правом может именоваться Hamilton Armoured Car. Другие схожие обозначения тоже имеют право на существование.
Для упрощения и ускорения строительства желаемой техники было решено использовать давно известный и опробованный метод. В качестве основы для броневика предлагалось использовать серийное шасси грузовика марки International Harvester. Поверх готового шасси следовало установить оригинальный броневой корпус, отвечающий всем предъявляемым требованиям. Такой подход позволял создать желаемую бронемашину, но при этом обойтись силами лишь городских предприятий.
Общая сборка будущего броневика была поручена компании Hamilton Bridge. Броневые детали заказали компаниями Dominion Foundries and Steel и Steel Supplied. В определенный момент появился заказ на производство башни требуемой конструкции. Это изделие должна была собрать компания Turnbull Elevators из г. Торонто. Учитывая список компаний-участников строительства, можно предположить, что заметный вклад в сборку внесли сотрудники предприятий, служившие в ополчении – будущие эксплуатанты новой бронемашины.
В качестве основы для броневика было взято шасси грузовика International Harvester. Точная модель этого шасси неизвестна, но имеется версия о применении машины типа D50. Это был коммерческий двухосный грузовик с грузоподъемностью до 4 т. В зависимости от модификации, он мог комплектоваться кузовами различных типов либо нести специальное оборудование того или иного назначения. Имеющиеся характеристики шасси вполне позволяли использовать его в качестве базы для бронеавтомобиля.
Грузовик IH D50 строился на основе металлической рамы и имел капотную компоновку с передним расположением двигателя. В передней части рамы закреплялся шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 93,7 л.с. При помощи механической трансмиссии с пятью скоростями переднего хода и одной заднего крутящий момент выдавался на ведущую заднюю ось. Ременная передача соединяла вал двигателя с 6-вольтовым генератором. Также в основе электрической системы имелись аккумуляторная батарея и стартер двигателя.
Как и многие грузовики того времени, D50 имел зависимую подвеску обеих осей с амортизацией в виде листовых полуэллиптических рессор. На всех колесах использовались шины размером 7.50-20. Передние колеса были выполнены односкатными, задние – сдвоенными. Все четыре колеса оснащались тормозными колодками, управляемыми гидравликой.
На существующем шасси энтузиасты из Гамильтона решили монтировать оригинальный броневой корпус. Следует отметить, что точные параметры такого корпуса остаются неизвестными. Согласно одним данным, машина получила противопульное и противоосколочное бронирование. Однако другие источники утверждают, что на момент строительства Hamilton Armoured Car предприятия-участники проекта не успели развернуть производство броневой стали. Из-за этого защищенный корпус могли собрать из доступного «мягкого» металла. Из какого материала на самом деле собрали корпус, и какой уровень защиты он имел – достоверно неизвестно.
Броневой корпус собрали на основе каркаса. Отдельные листы сравнительно простых форм крепились к нему при помощи заклепок. Получившийся корпус состоял из двух отдельных отсеков разного размера и был выполнен по капотной компоновке, соответствующей облику имеющегося шасси. Как следствие, передняя часть корпуса была заметно меньше прочих агрегатов.
Двигатель прикрыли угловатой конструкцией достаточного размера. Моторный отсек получил наклонный лобовой лист, в нижней части которого имелось окно с подвижной створкой для подачи воздуха к двигателю. Борта состояли из двух частей. Нижняя деталь помещалась вертикально, тогда как верхние устанавливались с завалом внутрь. Одновременно с этим борта капота расходились в разные стороны. Крыша моторного отсека состояла из двух шарнирно закрепленных деталей и устанавливалась с наклоном вперед. Для обслуживания двигателя в бортах имелась пара крупных люков с подвижными крышками.
Непосредственно за двигателем расположили некое подобие отделения управления. В этой части корпуса борта продолжали расходиться, образуя конструкцию достаточной ширины. Кроме того, верхние наклонные детали отделения имели поднятую заднюю часть. С крышей моторного отсека соединялся небольшой наклонный лобовой лист со смотровыми лючками.
За местами водителя и его помощника находилось боевое отделение, получившее защиту схожей конструкции. Оно имело наклоненные внутрь борта уменьшенной высоты, соединявшиеся с горизонтальной крышей. Нижняя часть бортов была дополнена выступающими полукруглыми кожухами колес. Сзади внутренний объем прикрывался кормой, состоявшей из крупного наклонного верхнего листа и узкого вертикального нижнего.
Броневик Hamolton Armoured Car получил оригинальную башню, напоминавшую агрегаты некоторых серийных боевых машин. На погоне крыши корпуса помещался многоугольный агрегат, имевший узкий вертикальный лобовой лист и крупные скулы. Любопытной особенностью башни было наличие достаточно большой кормовой ниши. В передней части горизонтальной крыши поместили многоугольную командирскую башенку со смотровыми щелями, крыша которой была выполнена в виде люка с двумя крышками. Как следует из имеющихся данных, основная башня и башенка на ней могли свободно вращаться в любом направлении.
Доступ в обитаемый отсек обеспечивался крупной прямоугольной дверью в кормовом листе. Вторая дверь меньшего размера находилась в правом борту, сразу позади мест водителя и его помощника. Кроме того, при определенной сноровке, в машину можно было попасть через люк командирской башенки. Водитель и его помощник могли следить за дорогой при помощи пары смотровых люков в лобовом листе, в боевой обстановке прикрывавшихся щитками. Еще пара лючков имелась в бортах «кабины». Борта боевого отделения также имели по одному лючку, который также можно было использовать в качестве амбразуры.
Броневик HCG мог оснащаться собственным стрелковым оружием. Для его использования в лобовом листе башни имелась амбразура, возможно, оснащенная креплениями той или иной конструкции. Поворачивая башню и качая оружие, можно было обстреливать цели в любом направлении при разных углах возвышения. Тем не менее, несмотря на такую конструкцию оружейной установки, реальные боевые возможности броневика оставляли желать лучшего.
По известным причинам, народное ополчение в то время не могло рассчитывать на получение большого количества оружия с высокими характеристиками. Так, летом 1940 года гамильтонским ополченцам передали только винтовки, ружья и несколько пистолетов-пулеметов Thompson. Один из последних был смонтирован в башне броневика. Используя амбразуру для стрельбы и поиска целей, стрелок мог с весьма ограниченной эффективностью атаковать противника. Рядом с оружием в боевом отделении расположили средства хранения боекомплекта. При тех или иных обстоятельствах дополнительным оружием броневика могли стать винтовки экипажа или десанта.
Собственный экипаж бронеавтомобиля Hamilton Armoured Car должен был состоять из нескольких человек: водителя, его помощника, командира и стрелков. Водитель с помощником находились в передней части обитаемого отсека, командир и стрелки – в боевом отделении. При необходимости машина могла брать на борт достаточно большое число людей, чему способствовали размеры оригинального корпуса. Таким образом, при определенных условиях бронеавтомобиль также мог становиться бронетранспортером.
Машину оснастили собственной радиостанцией. Этот прибор, прежде всего, предназначался для связи с полицией города. Таким образом, при необходимости полицейские могли вызвать на место происшествия ополченцев, и совместными усилиями побороть возникшую угрозу.
Общая длина получившегося бронеавтомобиля достигала 6 м, ширина – около 2 м, высота – более 2,5 м. Боевая масса приблизилась к 5 тоннам, что, в целом, соответствовало характеристикам базового шасси. Удельная мощность более 18,7 л.с. на тонну позволяла получить приемлемую подвижность. Сообщается, что во время службы броневик смог показать скорость до 60 миль в час (96 км/ч). Запас хода – несколько сотен километров. Можно предположить, что достаточно высокие ходовые качества броневик мог показывать только на хорошей дороге.
Несмотря на определенную сложность, строительство броневика для Hamilton Civil Guard не заняло много времени. Строительство первой машины нового типа закончилось в августе 1940 года. Затем были проведены испытания, и в двадцатых числах машину ввели в эксплуатацию.
Любопытно, что изначально командование гамильтонского ополчения планировало построить три броневика нового типа, однако вскоре от этого отказались. Из-за ряда специфических факторов, в той или иной мере связанных с проектированием и строительством, первый броневик собственной разработки обошелся администрации города в 6527 канадских долларов. Для сравнения, настоящий заводской бронетранспортер Universal Carrier в то время стоил около 3 тыс. долларов. Таким образом, сборка двух следующих броневиков позволяла повысить боеспособность отрядов, но оказывалась неприемлемо дорогой. Как следствие, был построен только один бронеавтомобиль.
Передача броневика эксплуатантам завершилась курьезным происшествием. В соответствии с планами, машина должна была нести дежурство в гараже городского полицейского управления. Бронеавтомобиль Hamilton Armoured Car пригнали к месту службы, и тут же выяснили, что он попросту не проходит в ворота гаража. К счастью, вскоре ему нашли новое место дежурства – пожарную часть, гараж которой был рассчитан под высокие автомобили с лестницами. Туда броневик вошел без проблем.
Как известно, германские и итальянские диверсанты так и не добрались до Канады в целом и до города Гамильтон в частности. Поэтому единственный броневик, построенный местными ополченцами по собственному проекту, так и не получил возможности принять участие в реальных боевых действиях. Он так и оставался в гараже пожарной части, время от времени выезжая на те или иные мероприятия: для ведения патрулирования или участия в учениях. По очевидным причинам, никто и не думал отправлять эту машину за пределы страны для использования в реальных боях на существующих фронтах.
Источник — TopWar.Ru