Do-13: бомбардировщик для Гитлера

Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1933 года, через две недели после того как Адольф Гитлер стал диктатором Германии, впервые поднялся в воздух самолет «Дорнье-13» — первый тяжелый бомбардировщик германских ВВС, сделанный после окончания Первой мировой войны.
Еще в 20-е годы Гитлер постоянно талдычил, что он намерен отказаться от «тяжких пут» Версальского договора, запрещавшего Германии строить бомбардировщики. Поэтому фирма «Дорнье», предвидя его приход к власти, разрабатывая машину в инициативном порядке, без госфинансирования, не сомневалась, что вскоре она будет востребована.
Однако две наложившиеся друг на друга цифры «13» заставили вспомнить об известном суеверии. «Дорнье-13» обладал массой «детских болезней», а его испытания и доводка шли очень долго и трудно. Двигатели перегревались, путевая устойчивость расценивалась как очень низкая, а на больших скоростях наблюдались опасные вибрации крыла, грозившие его разрушением.
По мере выявления эти недостатки устранялись, но окончательную боевую готовность самолет обрел только тогда, когда фирма-разработчик догадалась поменять индекс самолета с «Дорнье-13» на «Дорнье-23». И тут вдруг всё пошло как по маслу: к началу 1935 года бомбовоз успешно завершил испытания, был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Вот и не верь после этого в магию цифр и в дурные приметы.
Всего было построено 282 экземпляра бомбардировщика, что довольно много, по тем временам. Однако уже в середине 1930-х Do-23 с неубирающимся шасси, открытыми кабинами и деревянными винтами выглядел явным архаизмом, а его летные характеристики перестали отвечать требованиям времени.
Еще до начала Второй мировой войны Do-23 безнадежно устарел и был выведен из состава боевых подразделений Люфтвафе, хотя, по некоторым данным, несколько таких машин в 1941 году применялось на советско-германском фронте. Остальные использовались в качестве транспортников и «летающих тренажеров» в авиационных училищах.