Дротик номер 408 (Gloster Javelin)

65 лет назад, 26 ноября 1951 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного истребителя Глостер «Джавелин» (Javelin — дротик). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была весьма передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили четырьмя самонаводящимися ракетами «Фрайстрик» класса «воздух-воздух».

В 1955 году «Джавелин» приняли на вооружение и запустили в серию, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 — в «ракетных» модификациях. Несмотря на такой успех, «Джавелин» стал последним изделием некогда знаменитой фирмы «Глостер Эйркрафт Компани», построившей первый турбореактивный самолет и первый серийный реактивный истребитель стран антигитлеровской коалиции. В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна «Хаукер Сиддли Эвиэйшн», который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.

«Джавелины» базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда «Дротик» сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава Богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные бои им не довелось.

Gloster Javelin

В дополнение к сказанному замечу, что с «Джавелином» я впервые познакомился еще в 1979 году, но лишь через пару лет я выяснил, что это таки был «Джавелин». Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на нашу авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: «Индекс 157», «Индекс 170», «Индекс 204», «Индекс 363» и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.

СССР

Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это «Индекс 408». Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие «индексы». А еще позже, уже во времена «гласности», выяснилась причина «маскарада». И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.

В 1978 году советская экспортно-импортная контора «Новоэкспорт» закупила у английской фирмы «Фрог» большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе — прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки «экс-фроговских» моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.

Однако тут же всплыл «щекотливый» нюанс: почти все модели «Фрога» воспроизводили западную технику, прежде всего — английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: «Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это неслыханно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более — среди молодежи!» Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.

Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли «соломоново» решение: модели все-таки пустить в продажу, но «анонимно», без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины — «истребитель», «бомбардировщик», «разведчик» и т.п. И надо сказать, что в условиях «железного занавеса» и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!

Самое потрясающее, что в «безымянном» оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также — времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую «идеологическую диверсию» углядели советские чиновные дебилы в старинных «Спитфайрах», «Мустангах». «Хэллкетах» или в самолете «Бристоль-138», который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.

При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием — какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях «для внутреннего потребления» их не было. А на нижней стороне коробок, которые в «советском» варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.

Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом «всплывали» на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их «советских» аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму «пластмассу» можно было купить в любом «Детском мире».

По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.

Поделитесь с другими:
Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.