Дуглас А-4 «Скайхок»
Среди любителей истории авиации распространено мнение, что американские боевые самолеты, начиная со времен Второй мировой войны, обычно были тяжелыми, громоздкими и здоровенными, по сравению с машинами их оппонентов.
В качестве примеров приводят «Хеллкэт», «Корсар», «Тандерболт», «Лайтнинг», «Скайрейдер», F-111, F-14 или «Фантом».
Казалось бы, — очень наглядно, однако, в истории американских ВВС были и противоположные примеры. Янки умели делать не только большие и дорогие, но и относительно мелкие и дешевые боевые машины, которые, тем не менее, оказывались вполне адекватными по критерию «стоимость/эффективность».
Ровно 70 лет назад, 22 июня 1954 года состоялся первый полет палубного истребителя-бомбардировщика Дуглас А-4 «Скайхок», который выпускался в течение 25 лет, был растиражирован в количестве 2960 экземпляров (что для «мирной» послевоенной эпохи довольно много) и состоял на вооружении ВМФ и Корпуса морской пехоты США аж до 2003 года.
«Скайхок» был настолько мал, что он свободно помещался на платформах лифтов-самолетоподъемников американских авианосцев времен Второй мировой даже без складываня консолей крыла (размах — всего 8,4 метра, — меньше, чем у И-16 и «Месершмитта»!). А по цене он получился в четыре раза дешевле «Фантома». Но при этом его максимальная боевая нагрузка была всего в полтора раза меньше.
Кроме того, он, в отличие от «Фантома», изначально нес две встроенные в крыло 20-миллиметровые автоматические пушки, позволявшие вести ближний воздушный бой без применения самонаводящихся ракет. В общем, типичное воплощение концепции «дешево и сердито».
Однако, как известно, за все надо платить, в том числе и за дешевизну. Во Вьетнаме американцы потеряли 362 «Скайхока» и 130 их пилотов. Большинство их них было сбито зенитным огнем. Вторыми по численности эксплуатантами А-4 были евреи, которые тоже заплатили за его дешевизну немалую цену.
Израиль в конце 1960-х и в начале 1970-х годов получил в рамках военной помощи от США 217 «Скайхоков». Как минимум, 60 из них были сбиты за несколько дней «Войны Судного дня» 1973 года египетскими и сирийскими «Мигами», «Шилками» и ЗРК. В том числе девять штук арабы сбили в воздушных боях, а остальные стали жертвами наземной ПВО.
Еще одним крупным покупателем «Скайхоков» была Аргентина, которая приобрела 130 А-4 и активно применяла их против англичан в войне 1982 года за Мальвинские острова. Аргентинские пилоты «Скайхоков» сумели утопить эсминец «Ковентри», фрегаты «Ардент», «Антелоп»и военный транспорт-вертолетоносец «Сэр Галахэд», нанеся серьезные повреждения еще четырем боевым и транспортным кораблям. Платой за это стали 22 сбитые машины. По оценкам военных аналитиков, «Скайхок» оказался самым эффективным боевым самолетом Мальвинской войны. Впрочем, Аргентине это не помогло.
Последней войной, в которой применялись «Скайхоки», стала операция «Буря в пустыне» 1991 года. В ней участвовали 29 кувейтских А-4, которые перелетели с Саудовскую Аравию при окупации Ираком Кувейта, а потом воевали на стороне коалиционных сил, нанося удары по наземным целям. Шесть из них были сбиты или разбились в авиакатастрофах.
В общем, самолет вписал свое слово в историю мировой боевой авиации. А на заставке — американские «Скайхоки» с авианосца «Интрепид» бомбят Вьетнам.
Компоновка довольно остроумная. Также на схеме образцы подвесного ворружения, которые можно было укрепить на подфюзеляжном и на четырех подкрыльевых пилонах. Общая масса боевой нагрузки составляла до 3900 кг.