Годовой отчет ЦМКБ «Алмаз» за 2015 год

Построенный по проекту 20181 разработки АО «ЦМКБ «Алмаз» в Центре судоремонта «Звёздочка» в Северодвинске морской транспорт вооружений «Академик Ковалёв» на заводских ходовых испытаниях, 2015 год (с) R_G / forums.airbase.ru

ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

Прошедший 2015 год был достаточно интересен в том плане, что впервые после преодоления кризиса российского судостроения 90-х годов прошлого века на шести отечественных судостроительных предприятиях одновременно находились на различных этапах испытаний восемь головных судов, разработанных АО «ЦМКБ «Алмаз»:

• Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 «Крюйс», построенное на Приморском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде;

• Морской транспорт вооружений «Академик Ковалёв» проекта 20181, построенный в Центре судоремонта «Звёздочка» вСеверодвинске;

• Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге;

• Пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан», построенный на судостроительном заводе имени А.М. Горького в Зеленодольске, Республика Татарстан;

• Малый сторожевой корабль (корвет) проекта 20380 «Совершенный», построенный на Амурском судостроительномзаводе в Комсомольске-на-Амуре;

• Базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», построенный на Средне-Невскомсудостроительном заводе в Санкт-Петербурге;б

• Рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э, построенный на том же судостроительном предприятии;

• Транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570, построенный на судостроительном заводе имени А. М. Горького вг. Зеленодольск, Республика Татарстан.

При этом нужно учесть сложную геополитическую обстановку в мире, не обошедшую стороной нашу отрасль и оказавшую негативное влияния на выполнение нами своих обязательств перед заказчиками: введение санкций западными странами поставило под вопрос поставку отдельных видов судового оборудования, в том числе энергетических установок, что ещёострее выявило наболевшую проблему импортозамещения в нашей промышленности вообще и в судостроении в частности.

Несмотря на усугубляющие положение дел факторы, коллектив Бюро выполнил основные задачи, поставленные на 2015 год. В течение отчётного года помимо головных судов были переданы государственным заказчикам серийные корабли и катера, спроектированные Бюро:

— серийный пограничный сторожевой корабль проекта 10410;

— серийный патрульный катер проекта 12200 «Соболь»;

— семь серийных скоростных патрульных катеров проекта 12150 «Мангуст».

По линии военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в отчётном году состоялась передача военно-морским силам Социалистической Республики Вьетнам двух серийных ракетных катеров проекта 12418, построенных на судостроительном предприятии Ba Son Limited в г. Хошимин по лицензии и под техническим надзором инженеров АО «ТЦМКБ «Алмаз». Часть работ, закреплённая за Бюро в рамках этого проекта, была успешно завершена в 2015 году. Кроме того, во Вьетнаме продолжается реализация проекта ТП-400 в интересах ВМС Вьетнама. В рамках данного проекта АО «ЦМКБ «Алмаз» также выполняет свою часть конструкторских работ.

Данные непосредственно отчета:

В отчётном году в рамках военного кораблестроения были переданы государственным заказчикам следующие корабли и катера, спроектированные АО «ЦМКБ «Алмаз» и построенные на 13 судостроительных предприятиях:

— головное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин»

— головное океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 «Крюйс»

— головной морской транспорт вооружений «Академик Ковалёв» проекта 20181

— головной плавучий док «Свияга» проекта 22570

— семь серийных скоростных патрульных катеров проекта 12150 «Мангуст»

— серийный пограничный сторожевой корабль проекта 10410

— серийный патрульный катер проекта 12200 «Соболь»

— два серийных ракетных катера проекта 12418.

В отчётном году находились в стадии строительства 5 головных и 13 серийных единиц, а именно:

— головной корвет проекта 20385 и один серийный этого же проекта

— два серийных корвета проекта 20380

— головной морской транспорт вооружений «Академик Макеев» проекта 20183

— головной базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит» и серийный «Георгий Курбатов» этого же проекта

— головной рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э

— головной пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»

— серийный малый ракетный корабль проекта 1234ЭМ

— серийные опытовые суда проекта 11982 «Ильмень» и «Ладога»

— два серийных ракетных катера проекта 12418

— два серийных служебно-разъездных катера проекта 21270.

АО «ЦМКБ «Алмаз» традиционно является активным участником процесса военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. За более чем 65-летнюю историю развития Бюро по его проектам было построено и поставлено на экспорт около 1000 единиц военно-морской техники в более 40 стран мира.

Следующие проекты в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами планируется завершить после отчётного года:

• Проект 12418 — строительство ракетных катеров (РКА) по лицензии АО «ЦМКБ «Алмаз» на судостроительном предприятии в Социалистической Республике Вьетнам. Контракт предусматривает строительство первых 2 РКА в России и последующих 8 РКА во Вьетнаме.

• Проект 10750Э — строительство рейдового тральщика «Алатау» для ВМС Казахстана планируется завершить к середине 2016 г.

• Проект 1234ЭМ — работы по корректировке и сопровождению модернизации малого ракетного корабля ВМС Алжира будутзавершены после отчётного года.

• Проект ТП-400 — работы по созданию патрульных кораблей для ВМС Вьетнама.

В отчетный период АО «ЦМКБ «Алмаз» работало по следующим направлениям разработки проектно-конструкторской документации:

1. Разработка технических проектов 20386, 22800, 23550.

2. Разработка рабочей конструкторской, эксплуатационной, сдаточной документации: — проекты 21300, 20181, 20380 (К-А), 22010, 20380 (4), 12200, 20385, 20183, 22570, 22100, СВП-30, 12270М, 11982, 12700, 22800.

3. Техническое сопровождение постройки заказов — проекты 12150, 12700, 20380 (К-А, 4), 21300, 20180, 11982, 12200, 20181, 20183, 22570, 11982 и др.

4. Прочие направления проектирования.

5. Выполнение ФЦП-ОКР-2 темы.

Одним из существенных рисков, связанных с деятельностью АО «ЦМКБ «Алмаз», является несвоевременная оплата выполненных работ Обществом со стороны заказчиков. В частности, в 2015 году АО «ЦС «Звездочка» приостановило работы по заключенному с Обществом Контракту № 19/14-ДОК-5 от 10 октября 2014 года, который выполнялся в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно­-промышленного комплекса РФ на период 2011-2020 годы». До настоящего времени выполненные работы по этапу 1.1 Контракта и фактические затраты по этапам 1.2, 2, 2.1, 3 и 15 в размере 210.023.049 рублей (указанная сумма согласована Департаментом экономики АО «ОСК») заказчиком не оплачены. Невыплата заказчиком по Контракту № 19/14-ДОК-5 от 10.10.2014 года указанной суммы затруднило выполнение бюджета АО «ЦМКБ «Алмаз» на 2015 год практически по всем основным показателям, что соответственно повлияло на выполнение бюджета АО «ОСК». В адрес АО «ЦС «Звездочка» было направлено три претензии с предложением оплатить выполненные работы и фактические затраты по Контракту, однако они были оставлены без внимания. В настоящее время рассматривается вопрос об обращении в арбитражный суд с исковым заявлением к АО «ЦС «Звездочка».

Кроме того, не всегда контрагенты выполняют в установленные условиями договоров сроки работы. Так, несвоевременное выполнение ОАО «ГНПП «Регион» ряда этапов по договору № КБ-6/04-К-158/04-12700-51 от 12 октября 2004 года по теме: «Создание интегрированной системы поиска и уничтожения мин» («Александрит — ИСПУМ») стало причиной срыва срокаработ по Государственному контракту с Министерством обороны РФ, в связи с чем последнее обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с АО «ЦМКБ «Алмаз» неустойки. В соответствии с Решением Арбитражного суда с Общества взыскано 5.000.000 рублей. Исковое заявление в Арбитражныйсуд города Москвы к ОАО «ГНПП «Регион» о взыскании этой суммы оставлено без удовлетворения.

В отчетном периоде Общество столкнулось с проблемой импортозамещения. По отдельным видам судового комплектующего оборудования зависимость от импорта доходит до 100%. В частности, по договору № К-90/14-11982-34 от 04 сентября 2014 года с ООО «ПКФ «Мнёв и К» на выполнение СЧ ОКР по теме: «Разработка и создание комплексапоисково-исследовательского для малых глубин» (основанием для настоящего договора является Государственный контракт с Министерством обороны РФ) была произведена замена изделия «Блюфин-21» на изделие «Гавиа», что, естественно, сказалось на сроках выполнения отдельных этапов.

ОАО «Хабаровский судостроительный завод» отказалось от закладки СВП-30, проектирование которого осуществляло АО «ЦМКБ «Алмаз», на Хабаровской верфи в связи с зарубежными санкциями, повлекшими резкое удорожание стоимости материалов и оборудования, а также нехваткой финансовых ресурсов.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar