Истребитель 6-го поколения: завтра для России и США
Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полным ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.
В ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.
С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го, странновато. С другой стороны, готовь сани летом, а телегу зимой. И здесь есть определенная логика.
Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать «в два лица». Первый вариант — пилотируемый, второй — беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.
Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.
Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.
Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР «Лайнер».
Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.
При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа, не ниже 2М.
И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 «Валькирия» при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал «Валькирии», Т-4 был легче (около 150 тонн), и при постройке тоже использовались титан и сталь.
Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.
А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.
Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований — термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.
Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева.
«Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» — когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой».
Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.
Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОСК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.
В США истребитель шестого поколения делает компания «Боинг». Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F «Super Hornet».
Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.
Планер представляет собой «летающее крыло» без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.
Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.
В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным оружием. Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.
Вообще, последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.
Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.