«Type 26» и ПКР LRASM: взаимозаменяемость в британском ВМФ

Сколько бы недалекие британские форумчане не обсуждали в глобальной сети «клубы дыма» от 200-тысячесильной котлотурбинной силовой установки КВГ-4 с четырьмя турбозубчатыми агрегатами ТВ-12-4 нашего авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов», главные проблемы Королевского военно-морского флота Великобритании от этого никак не решаются. А проблемы эти куда более серьёзные, чем, к примеру, у наиболее многочисленных ВМС США, или у нашего ВМФ, обладающего выраженной противокорабельной конфигурацией, способной в теории отправить на дно любую американскую АУГ в любой точке Мирового океана.

Первую и наиболее ощутимую неприятность ВМФ Великобритании недавно поднял на всеобщее обсуждение глава парламентского комитета по вопросам обороны Джулиан Льюис, который устроил настоящую панику в кругах британского истеблишмента, указав на то, что 6 эсминцев ПВО-ПРО класса «Дэринг» («Type 45»), а также 19 противолодочных фрегатов класса «Дюк» («Type 23») неспособны обеспечить достойную оборону Туманного Альбиона, а выход из строя даже одного надводного корабля приведёт к непредсказуемым последствиям. Естественно, подразумевался, но не озвучивался, вариант столкновения британской корабельной ударной группировки с российской на волне впечатлений, полученных от прохода «Адмирала Кузнецова» с «Петром Великим», а также идущих тем же курсом 2-х ударных МАПЛ третьего поколения пр. 971 «Щука-Б», ракетного и торпедного вооружения которых хватило бы для уничтожения не менее, чем половины группировки ВМФ Великобритании.

Но если вопрос с количественным кризисом надводного корабельного состава флота — это только полбеды, и исправить положение может интенсификация производства существующих и новых проектов на судостроительной верфи «Scotstoun Shipyard», то проблема со взаимозаменяемостью кораблей по спектру выполняемых задач является для Лондона настоящей угрозой. О ней британское адмиралтейство и минобороны стараются распространяться как можно реже, пытаясь скорее изменить ситуацию при помощи разработки и принятия на вооружение флота новейшего фрегата класса «Type 26 GCS» («Global Combat Ships») и американских дальнобойных ПКР LRASM в качестве главного их вооружения. Но смогут ли эти многофункциональные ракетные систершипы кардинально изменить плохие тенденции в британском флоте?

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ КОРАБЛЕЙ БРИТАНСКОГО ФЛОТА — ЭСМИНЦЕВ «TYPE 45» И ФРЕГАТОВ «TYPE 23»

Рассматривая наиболее боеспособные надводные корабли ВМФ Великобритании — эсминцы противовоздушной и противоракетной обороны «Тип 45» класса «Daring», наибольшую тактическую ценность можно усмотреть непосредственно в продвинутом корабельном зенитно-ракетном комплексе «PAAMS» и применяемых зенитных управляемых ракетах-перехватчиках «Aster-30». «Астеры», оснащённые газодинамическим «поясом» двигателей поперечного управления (ДПУ) в центре масс ракеты, способны маневрировать с перегрузками до 65 ед., поражая не только крупные аэродинамические объекты, но и малоразмерные баллистические цели методом кинетического перехвата (прямого попадания) «hit-to-kill». Первая твердотопливная стартовая ступень бикалиберной «Aster-30» разгоняет маршевую ступень (диаметром 180 мм) до скорости в 5100 км/ч, выводя её в стратосферу, где малое аэродинамическое сопротивление способствует уменьшению скорости замедления вплоть до 50—60 км траектории полёта. Эффективная же дальность достигает 100 км. Дальность поражения баллистической цели примерно соответствует таковой у комплекса С-300ФМ «Форт-М» и составляет 35 км.

«PAAMS» в «британском» исполнении в лучшую сторону отличается от сухопутной версии комплекса «SAMP-T» тем, что для целеуказания применяется не 10-канальная МРЛС «ARABEL», а 12-канальная МРЛС с АФАР «Sampson», имеющая пропускную способность по обзору 2000 целей и 500 по сопровождению. Двухсторонняя АФАР по 2560 приёмо-передающих модулей мощностью 25 кВт имеет важную отличительную способность — отсутствие «воронки» при сканировании по углу места, который достигает 90 градусов. В этом плане «Sampson» превосходит антенные посты типа 30Н6Е, которыми оснащены С-300ФМ «Форт-М». Обеспечивается полноценная защита даже того эсминца класса «Дэринг», который по каким-либо причинам удалился от основной КУГ: МРЛС «Самсон» может самостоятельно обнаружить и выдать целеуказание по высокоточному оружию, атакующему сверху. Здесь даже американская AN/SPY-1 серьёзно уступает детищу «BAE Systems».

Не менее важную в роль в задачах дальнего радиолокационного обнаружения выполняет и радиолокационный обнаружитель (РЛО) S1850M. Помимо пропускной способности по сопровождению в 1000 воздушных целей, эта РЛС сможет принимать прямое участие в ударных операциях модернизированных эсминцев класса «Дэринг». Так, на удалении 200 км S1850M может обнаруживать и наземные объекты, естественно, расположенные на соответствующей для возвышения над радиогоризонтом высоте в 1500 м (в горной местности). В иных случаях дальность будет меньшая. Дальность обнаружения воздушно-космических целей типа «БР» может достигать 600 и более километров, компании-разработчики и производители «Thales» и «BAE Systems» регулярно работают над повышением обзорных качеств станции.

эсминец «Type 45» класса HMS «Daring» Королевского ВМФ Великобритании

На фото эсминец «Type 45» класса HMS «Daring» Королевского ВМФ Великобритании. Как можете видеть, антенный пост с многофункциональной РЛС «Sampson» расположен на самой верхушке мачты-надстройки, что более, чем в 2 раза выше, чем расположение антенных решёток МРЛС AN/SPY-1A/D на американских РКР «Тикондерога» и ЭМ «Арлей Бёрк». Высота его расположения — 40-42 м, а поэтому радиогоризонт по низковысотным противокорабельным ракетам ограничивается не 35, а 55 км, что является одним из лучших мировых показателей среди многофункциональных РЛС целеуказания и подсвета для корабельных ЗРК

Достоинства эсминцев «Тип 45» в плане ПВО-ПРО не подлежат обсуждению, а вот противокорабельные особенности этих кораблей оставляют желать лучшего. Как и на большинстве основных классов надводных кораблей флотов НАТО, в качестве противокорабельного вооружения предусматривается 2х4 пусковые установки Mk 141 с 8 ПКР семейства «Гарпун». Ракеты имеют малую скорость полёта до 900 км/ч, низкие маневренные качества и ЭПР около 0,1 м2, из-за чего весьма уязвимы для корабельных ЗРК самообороны типа «Кортик», «Панцирь-М», «Кинжал» и «Оса-МА». Более того всего 8 ракет не смогут создать мощного эффекта массированного удара, а поэтому даже одного боевого модуля (БМ) 3М87-1 и модуля «Гибка» хватит для полноценного отражения подобной угрозы.

Что же касается универсальных встроенных пусковых установок (УВПУ) «Sylver-VLS» A50, установленных на эсминцах класса «Daring», то с ними RGM-84L не унифицированы. Совместимы с А50 лишь высокоманевренные ракеты зенитно-ракетного комплекса самообороны MICA-VL. Противолодочные качества эсминцев класса HMS «Daring» обеспечены современной гидроакустической станцией MFS-7000, размещённой в звукопрозрачном подкильном обтекателе (носовой бульбе) корабля. ГАС представлена акустической ФАР на базе нескольких сотен элементов, и способна обнаруживать звукоконтрастные и звукоизлучающие подводные/надводные цели в ближней и дальней зонах акустической освещённости.

Но эффективность противолодочного комплекса эсминцев в целом ничем не подтверждена, поскольку официально на «Типе 45» отсутствуют противолодочные ракеты (ПЛУР). Такой огромный недостаток наблюдается из-за несовершенной доктрины Королевского военно-морского флота Великобритании, где роль противолодочных кораблей отведена фрегатам «Тип 23» класса «Дюк» (также известен как «Норфолк»), оснащённым 2-мя спаренными 324-мм торпедными аппаратами противолодочного комплекса ближнего радиуса действия MTLS. Главное вооружение комплекса — 324-мм торпеды «Stingray», обладающие дальностью хода 8 км. Торпеда оснащена мощным водомётным движителем, а также высокочувствительной активно-пассивной акустической головкой самонаведения, и является универсальным боевым элементом, поскольку её носителем могут быть и противолодочные вертолёты, и патрульные самолёты типа «Nimrod», «Atlantique ATL3», P-3C «Orion»», а также P-8A «Poseidon». «Стингрей» способна поразить субмарину противника на глубине до 800 м с помощью мощной 45-килограммовой кумулятивной боевой части. К противолодочной обороне фрегаты «Дюк» более подготовлены, чем «Дэринги»: помимо подкильной («бульбовой») ГАС «Type 2050», фрегаты серии оснащены ещё и активно-пассивной низкочастотной гидроакустической системой с гибкой протяжённой буксируемой антенной (ГПБА) «Type 2031» (британский аналог нашей «Виньетки-ЭМ»).

Но при этом противовоздушная и противоракетная оборона фрегатов класса «Дюк» гораздо более слабая, чем у «Дэрингов». За неё отвечает корабельный ЗРК самообороны «Sea Wolf» версии GWS26 Mod.1, который от ранних модификаций комплекса (GWS25 Mod.0 и Mod.3) отличается типом пусковой установки. В нём применена 1х32 ВПУ (вертикальная встроенная пусковая установка), а также модернизированная ракета с дополнительным твердотопливным ускорителем и отклонением вектора тяги для мгновенного всеракурсного склонения после запуска. Данная версия «Sea Wolf» имеет в составе бортового радиоэлектронного оборудования всего 2 РЛС сопровождения целей и наведения «Type 911», а поэтому комплекс является 2-хканальным. Ситуация с низкой канальностью и производительностью не разрешается даже с помощью вертикальной пусковой установки и сокращения времени реакции до 5 секунд: комплекс не сможет отразить удар даже 2-х или 3-х противокорабельных ракет Х-41 «Москит», не говоря уже о более совершенных 3М55 «Оникс». Причиной этого является также устаревающий радиокомандный метод наведения, а также примитивная «прожекторная» система наведения, где один антенный пост с РЛС наведения Ku-диапазона отвечает за перехват лишь одной цели. Данный принцип наведения ЗУР создаёт значительные проблемы с эффективностью и у наиболее эффективной на сегодня боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Aegis» и приданного ей ЗРК SM-3, где в подсвете продолжают участвовать старые добрые одноканальные РЛС непрерывного излучения AN/SPG-62.

Противокорабельные возможности фрегатов класса «Дюк» соответствуют уровню ЭМ «Тип 45» и обеспечиваются всё теми же 8 ПКР «Гарпун». Боевое применение данных типов кораблей в существующей конфигурации вооружения и БРЭО, вне единой корабельной/авианосной ударной группировки, может привести либо к быстрому уничтожению «Типа 23» противокорабельными ракетами, либо поражению «Типа 45» массированным применением торпедного вооружения, что как раз и подводит британский флот к его главной проблеме — отсутствию полноценной взаимозаменяемости.

Между тем, британское адмиралтейство уже чётко знает и постепенно воплощает в жизнь долгосрочную программу по приданию флоту должного уровня взаимозаменяемости между двумя основными классами кораблей надводной компоненты.

ФЛОТСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛОНДОНА — ШИРОКА, НО НЕ ИДЕАЛЬНА

Так, ещё в сентябре 2013 года в правительстве Великобритании и командовании ВМФ было принято решение о постепенной замене устаревших ЗРК «Sea Wolf», установленных на «Тип 23», на перспективные многоканальные ЗРК самообороны «Sea Ceptor», вполне способные дать отпор даже массированному налёту средств воздушного противника. Если, к примеру, у КЗРК «Sea Wolf» максимальная скорость ракеты-перехватчика составляла примерно 2,3М, то у ЗУР CAMM комплекса «Sea Captor» скорость достигает примерно 3680 км/ч (1020 м/с). Ракеты CAMM получат радиус действия около 25-30 км, а количество одновременно обстреливаемых целей у «Sea Captor» может составлять от единиц до десятков. Отныне канальность по целям будет зависит лишь от пропускной способности РЛС целеуказания и производительности БИУС корабля.

Судя по технологической инфографике, опубликованной на западном ресурсе Pinterest.com, перспективные корабельные зенитно-ракетные комплексы «Sea Ceptor» на британских фрегатах «Type 23» будут использовать прежнюю 1х32 ВПУ комплекса «Sea Wolf» типа GWS26 Mod.1. Одним из основных недостатков комплекса «Sea Wolf» была максимальная скорость поражаемой цели в 550-600 м/с, что не позволяло поражать даже 2-маховые ПКР и противорадиолокационные ракеты.

Если зенитно-ракетный комплекс «Sea Wolf» не был предназначен для уничтожения высокоскоростных противорадиолокационных ракет или совершающих интенсивные противозенитные манёвры сверхзвуковых ПКР, то «Sea Ceptor» способен работать по подобным воздушным объектам. Учитывая озвученную дальность действия ракет CAMM (25 км), максимальная высота поражаемой цели для «Sea Ceptor» может достигать 16-18 км, а поэтому комплекс уже не является средством самообороны небольшого корабельного ордера, а может быть отнесён к корабельным комплексам ПРО среднего рубежа.

Ещё одна причина, по которой боевая устойчивость корабельной группировки в составе модернизированных «Type 23» станет выше, чем ранних версий с комплексом «Sea Wolf», — это высокая унификация ЗУР CAMM(S) c будущими авиационными версиями этих ракет CAMM(A) по модулям и частотам радиокоррекции с бортов многоцелевых истребителей «Тайфун». Ведь все три модификации ракеты (CAMM(S) для флота, CAMM(L) для ПВО СВ и CAMM(A) для тактической авиации) создавались в рамках единого перспективного проекта FLAADS («Future Low-Altitude Air Defense System», «Перспективная система маловысотной ПВО»). Это говорит о том, что радиокомандный модуль ракеты может быть запрограммирован на возможность получения целеуказания от других юнитов, даже если цель по каким-либо причинам утеряна антенным постом корабельного ЗРК «Sea Ceptor».

После обновления фрегатов класса «Дюк» комплексами «Sea Ceptor» их боевой уровень станет более сбалансированным, отвечающим новым угрозам, но противокорабельные качества по-прежнему останутся на старом уровне, который никак не тянет на противостояние даже с такими кораблями, как фрегат пр. 11540 «Неустрашимый». Находящиеся на вооружении этого сторожевого корабля КЗРК «Кинжал» и 2 ЗРАК «Кортик» легко отразят удар боекомплекта «Гарпунов» от двух фрегатов «Дюк» (16 ракет). Решить вопрос со слабым противокрабельным арсеналом британский флот надеется за счёт нового типа фрегатов «Type 26 GCS».

Продолжение следует…

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.