Как Локхид пиндосов на деньги развел

Странное дело, когда вроде бы анекдот про напильник и паровоз вдруг становится фактом из жизни. Да причём не нашей, а зарубежной. Концепция производителей оргтехники, когда запчасти или «расходники» имеют такой ценник, что проще купить новое изделие или разобрать на запчасти лишнюю штуку из имеющейся техники — дело, ставшее уже привычным на Западе.

Но новейшим «ноу-хау» западных компаний, судя по всему, стало продать изделие, которое исходно не отвечает требованиям заказчика, и нуждается в доработке (до соответствия требованиям или даже до работоспособного состояния). Как вариант — изделие, которое нуждается в постоянной поддержке. И при том речь идёт не о каком-то относительно простом товаре — речь идёт об очень дорогом оружии.

Начнём наше повествование с самой дорогостоящей оружейной программы современности — программы создания самолёта 5 поколения JSF. Начатая ажно в 1996 году, она привела к тому, что на вооружение стран мира попало уже несколько сотен самолётов F-35. Да только боевых ли?

Американцы, не будь дураки, придумали понятие «уровня готовности» самолёта (начальная операционная готовность, и так далее). И благодаря жонглированию этим понятием они смогли начать строить серийно сначала небоеготовый самолёт, а теперь, можно сказать, (прогресс!) «ограниченно боеготовый». То есть имеющий проблемы как с пилотированием, так и со спектром применяемого оружия. И притом страшно дорогой.

В США принято характеризовать комплектацию оборудованием и программным обеспечением «блоками». То есть индекс, к примеру, у самолёта, будет один и тот же. Только в зависимости от того что конкретно за компоненты или программы там стоят, полное наименование самолёта будет иметь вид, скажем такой как F-35A Block 2В (в серии с 2015 года). Разработка оборудования и ПО по программе F-35 по сути идёт параллельно производству упрощённых моделей самолёта моделей А,В,С. Но при этом все они Block 2В (или даже «младше»?!). Какой Block станет хотя бы условно финальным — сказать трудно. К примеру, Block 3F имеет 213 программных и технических различий от Block 2В. Но уже идёт «замах» на последующие «блоки» 4й «серии»:

Как видите, уже принятые на вооружение самолеты почти ничего не умеют — все вот это, что на диаграмме, в них еще не реализовано. Разработка этих блоков пока намечена на 2018 год, испытание на 2019, и предполагается, что если всё пойдет успешно, в 2021 году они уже окажутся на НОВЫХ серийных самолётах (по информации на начало 2017 г.). А что со «старыми»? Смогут ли в них вкрячить Блок-4 и сколько это будет стоить?

А пока… пока есть 189 принятых в состоянии Block 2В самолётов, из которых ВВС приняли на вооружение 108 самолетов F-35, а ВМС и морская пехота — еще 81 единицу F-35В и C моделей. В связи с чем американские переживания выглядят так: строим новые самолёты, а денег на то, чтобы довести УЖЕ ВЫПУЩЕННЫЕ машины хотя бы до Block 3F — нет. И самое смешное, что именно с этим «блоком» еще недавно связывалось достижение ПОЛНОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ F-35. И во сколько дополнительных миллионов выльется работа по каждому самолёту — можно только догадываться.

Отсюда имеем — и покупку «кота в мешке», и возможность бесконечного снятия денег поставщиком с военного ведомства под «соусом» апгрейда того же ПО в виде новых бесконечных «блоков». Возможно, потому военные не торопятся с апгрейдом до 3F, потому что ждут готовности Block 4.1 (притом при наличии завершённого Block 3i). Но наивные лошки! Кто им сказал, что 4.1 будет включать в себя 3F, а не ставиться на него «сверху»?

Да, Трамп вроде бы напугал «Локхид Мартин», но тем не менее стратегия взятия денег за бесконечные этапы усовершенствований вполне может быть оправданной для «фирмачей» — это не они такие, а жизнь такая! И вот свежее доказательство! Стратегия «Локхид Мартин» обретает законченный вид. В 2017 году 22% полётного времени не было использовано у F-35 по причине отсутствия запчастей. А в целом «вишенка» на торт выглядит так:

В среднем ремонт деталей самолета занимает 172 дня, что вдвое больше, чем предполагалось по программе производства F-35, следует из отчета правительства. При этом Пентагон ускоряет производство самолетов, несмотря на то, что столкнулся со значительно увеличившимся сроком ремонта и отставанием техобслуживания истребителей на шесть лет от графика, сообщает Bloomberg. Пентагон также уверяет, что высокие затраты на разработку и производство F-35 взяты под контроль, стоимость программы прогнозируется на уровне 406,5 млрд долларов. Однако эксперты предполагают, что официальная оценка может быть сильно заниженной, так как эксплуатация и обслуживание будут стоить дополнительно 1,12 трлн долларов за 60-летний срок службы самолетов.

Выглядит это точь в точь как стратегия производителей принтеров, множительной техники и МФУ, когда оригинальный «расходник» стоит неадекватно дорого по сравнению с устройством, для которого он предназначен. Скорее в этом и состоит изменение стратегии «Локхид Мартин», раз Трамп потребовал удешевления поставок самолётов — то будут дорогие расходники (скорее я поверю в то, что они дороже, чем предполагалось а не в то что на них деньги не заложили). Ведь упускать прибыль нельзя!

Вот потому странно смотрится вопрос ускорения поставок F-35 заказчику и минимум «трояко» — тут и стратегия, что при большом парке истребителей больше исправных, и то, что запчасти можно с других машин снять, и то, что распил остановить не получится. Ведь куда прикажете деть уже произведённые более чем 200 машин?! Списать?! Да в своём ли Вы уме!

И для этого спешно организуется шоу, на котором «воздушный утюг» с разгромными счетами (более чем 15:0) берёт верх над «Еврофайтером» и «Рафалем». И это при том, что некоторое время ранее «Еврофайтер» накрутил хвост более манёвренному F-22. Ну идея-то понятна — сбыть машины старых «блоков» союзникам по НАТО. Но вот выйдет ли?

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.