Как немцы Europanzer сделали

С немецкой стороны проект назывался Standardpanzer (он же Kampfpanzer Standard). Как я уже говорил, немцы пошли классическим для них путём, распределив проектирование корпуса, его башни и оружейной системы. Корпус нового танка на конкурсной основе независимо разрабатывался тремя промышленными группами A, B и C. Проектирование же башни распределялось между фирмами Wegmann и Rheinmetall. В 1959 году было представлено три проекта.

Остановимся на последнем, как самом бумажном и упоротом. Проект группы C (C. F. W. Borgward GmbH). Проект получился очень нестандартным, и включал множество интересных или даже революционных решений. Но сам был из категории «Долго, дорого, ненадёжно», ибо неизвестно сколько по времени и за какие деньги его доводили бы до ума. Тем более у самой фирмы начались финансовые трудности, и в 1961 году она обанкротилась.

В движение танк должны были приводить четыре шестицилиндровых многотопливных оппозитных двигателя с водяным охлаждением общей мощностью 1500лс. Мощность от двигателей передавалась на расположенные в корме ведущие колёса по идущим вдоль бортов карданным валам. Танк имел возможность ехать как гусеничным ходом, так и колёсным. Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных опорных катков с пулестойкими пневматическими шинами. Из них три являются управляемыми для колесного хода. Подвеска гидропневматическая с изменяемым клиренсом. Не стоит забывать про бесступенчатый гидравлический рулевой механизм и электрогидравлическую восьмиступенчатую коробку передад. Всё это должно было разгоняться на гусеницах до 80 км/ч, а без гусениц до 120 км/ч. Дополнялся простор технической мысли резиновым топливным баком, капсулой для экипажа и стабилизированным по трём осям 105-мм орудием с автоматом заряжания и спаренной 20-мм пушкой вместо привычного пулемёта.

Но ожидаемо не срослось, ибо были предложены слишком смелые решения. Поэтому проект в том же 1959 году и завернули, не доводя дело до железной реализации.

В июне 1959 года были изготовлены деревянные макеты проектов первых двух групп: семикатковое шасси у группы A, шестикатковое у группы B. Притом, стоит отметить, что на обоих деревянных макетах по всей видимости стоит макет башни разработки Rheinmetall без кормовой ниши с характерной крупной пирамидообразной маской и «ушами» оптического дальномера. Условно назовём её Rheinmetall I. Орудия у макетов различаются. Очень трудно сказать наверняка, но похоже, что на прототипе группы А стоит макет 105мм орудия с довольно своеобразным дульным тормозом, которое в то время разрабатывала Rheinmetall; на прототипе группы B стоит 90мм, тоже от Rheinmetall. Происхождение 90мм орудия отследить трудно, на тот момент у Rheinmetall была BK 90, устанавливаемая на Kanonenjagdpanzer, но она оснащалась эжектором, которого на фото не наблюдается. Конфигурация корпусов у обоих групп была примерно однотипна за исключением различий в ходовой.

Теперь самое интересное. Надо сказать, что в интернете творится совершенно невообразимая путаница с фотографиями прототипов разных групп и соотнесением их к тому или иному типу. И даже во всех книгах, которые мне попадались на глаза, фотографии частично перепутаны. Я постарался проанализировать все имеющиеся фотографии на наличие характерных признаков, и выстроить их в некий структурированный логический вид. Параллельно буду делать комментарии относительного различий внешнего вида.

Плюс не стоит забывать, что разработка башен не была по временным рамкам строго привязана к разработке корпуса, и соответственно башня одного типа может спокойно стоять на корпусе другого типа, и тому подобная путаница. Особенно хорошо это заметно по музейным экземплярам, когда на шасси нулевой серии ставится башня от ранних прототипов или вообще от проекта другой группы. Башни конструировались как взаимозаменяемые, с единым размером погона. Опять же, мелкие детали вроде поручней на башне или забашенной корзины гуляют от танка к танку даже в пределах одной прототипной серии. И музейщики похоже не особо парятся о сохранении комплектности.

В 1960 была завершена постройка первых прототипов группы A. Причём ещё за год до их сдачи, в 1959 году, было решено продолжить дальнейшую разработку путём производства второй усовершенствованной серии прототипов – 26 от группы A и 6 от группы B (притом реально из этих 6 было построено только 2), что как бы намекает на уже сложившиеся предпочтения заказчиков.

Standardpanzer Prototyp I A по внутренней документации конструкторского бюро Порше назывался Model 734. Было изготовлено два прототипа, один силами Jung – Jungenthal, другой Atlas — MAK. На прототипе была независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом узлах подвески; с семью опорными двойными катками с наружным резиновым бандажом и тремя поддерживающими катками с каждого борта. Ведущее колесо располагалось в корме, направляющее колесо было взаимозаменяемо с опорным катком и располагалось в носовой части танка с механическим механизмом натяжения гусеницы. Вес составлял 33 тонны (позже 35).

Хотя ванна корпуса была спроектирована под использование 10-ти цилиндрового двигателя, на прототип устанавливался 8-ми цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz MB-837A мощностью 670лс. Соединение с трансмиссией обеспечивалось посредством трёхдискового сцепления сухого трения. Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik S 5-250 разгоняла танк до 65 километров в час. Механизмы поворота обеспечивали два фиксированных радиуса поворота машины по типу танка Тигр. Ставились дисковые тормоза фирмы Teves. Двигатель объединялся с трансмиссией и системой охлаждения в единый силовой блок. Кроме того, ставилась вспомогательная силовая установка с дизелем Daimler-Benz мощностью 9 лс.

Что самое интересное, мне попалась на глаза фотография корпуса первой серии прототипов A в процессе постройки (или даже просто фото очень проработанного макета), на который ставится башня со всеми признаками разработки Wegmann («узкая» маска, забашенная ниша), при этом в ней предусмотрены «уши» для установки оптического дальномера. В башню установлена, судя по виду дульного тормоза, 90мм пушка (возможно, какая-то производная от Rheinmetall BK 90, я никаких точных данных на этот счёт найти не смог). Стоит отметить, что имеется фотография этого танка уже в доделанном виде, но стоит уже 105мм орудие фирмы Rheinmetall. Для удобства восприятия можно принять этот дизайн башни как первый вариант башни Wegmann (назовём его Wegmann I).

Отвратительная компоновка — привет от Т-34 с полным комплектом ошибок, разве что свечной подвески не хватает.

Видимо, в дальнейшем конструкторы посчитали оптический дальномер слишком сложным и дорогим в производстве, и была спроектирована новая литая башня с развитой кормовой нишей. Условно присвоим ей имя Wegmann II. Насколько мне известно, в неё сразу ставилось орудие калибра 105мм всё той же Rheinmetall. Вместо оптического дальномера в маске пушки было сконструировано третье отверстие (помимо прицела наводчика и спаренного 7.62мм пулемёта MG3) для пристрельного пулемёта британского производства калибра 12.7мм. В течение 1961 года пушка была заменена на британскую Royal Ordnance L7A1 длиной 51 калибр, в том числе и на первом варианте башни. Похоже, с собственным орудием не срасталось. Я предполагаю, что сначала для тестов поставили именно L7A1, ещё до того, как её переработали в L7A3.

ВЛД сварного корпуса составлял всего 50 мм. Большая часть имеющихся фотографий первой серии прототипов относится именно к башне Wegmann II с пушкой 105мм L7A1/L7A3.

Постройка прототипа второй серии Standardpanzer Prototyp II A (под внутренним названием Model 773) началась уже в сентябре 1960, не дожидаясь официальной отмашки и завершения совместных испытаний. Были внесены улучшения на основе выявленных замечаний. ВЛД был утолщён с 50мм до 70мм, ширина машины увеличилась на 70мм до 3250мм, был установлен новый двигатель Mercedes-Benz MB 838 Ca 500 мощностью 830лс, выполненный моноблоком с трансмиссией и системой охлаждения. Вспомогательный двигатель убрали как ненужный. Масса танка достигла 36.2 тонн. Всего было изготовлено 26 прототипов (9 на Atlas – MAK, 9 на Jung – Jungenthal, 8 на Luther & Jordan).

В сравнении с прототипами первой серии была изменена форма решётки выхлопа, по которой они легко определяются на фотографиях. Притом, на ряд машин на крышу МТО над решётками ставили дополнительные ящики ЗИП. Прототипы постепенно дорабатывали в процессе постройки. Так, на ранних машинах имеется три поддерживающих катка, на поздних уже четыре. Форма решётки была изменена где-то между постройкой последних прототипов второй серии и изготовлением первых предсерийных машинам. Встречаются фото машин с решётками предсерийного типа, но без дополнительных секций/кожухов сверху – притом с различными конфигурациями башен. На некоторые танки устанавливались зенитные пулемёты 7.62мм MG3.

Что интересно, на I A водитель сидел слева, а справа от него располагалась боеукладка. На прототипах I B, II B он сидел справа (а боеукладка соответственно слева). И при переработке проекта в II A водитель тоже переместился направо с соответствующим перемещением боеукладки.

Два прототипа конкурента Standardpanzer Prototyp I B изготавливались с 1960 года, но, судя по информации из интернета, различные направленные на надёжность доработки с ними производились до 1961 года. Один B1 был построен силами Rheinstahl – Hanomag, другой B2 – Rheinstahl – Henschel. Хотя информация на этот счёт противоречивая. То ли два прототипа делали на разных фирмах, то ли серии прототипов (первую и вторую) делали на разных заводах. Задержка с доведением до готовности была связана с затянутой разработкой мультитопливного двигателя Hanomag, бесступенчатой гидравлической системы рулевого управления и индивидуальной гидропневматической подвески. В отличие от проекта группы A, здесь использовалась схема с шестью опорными и тремя поддерживающими катками. Ведущее колесо сзади, направляющее в носовой части с гидравлическим механизмом натяжения гусеницы. При выборе трансмиссии рассматривались предложения пяти фирм (Deutsche Getriebe GmbH, Hurth, Pulsgetriebe, Renk и Zahnradfabrik), был выбран вариант Pulsgetriebe — восьмискоростная (на самом деле семи, одна комбинация не использовалась) планетарная коробка передач PP45, устанавливаемая поперечно.

Использовался специально разработанный двухтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Rheinstahl-Hanomag мощностью 850лс. Так же была использована вспомогательная силовая установка Hanomag мощностью 12лс. Была установлена литая башня без кормовой ниши Rheinmetall первого образца, причём в башне был предусмотрен оптический дальномер. Изначально была установлена 105мм Rheinmetall, в отличие от 90мм на макете.

В отличие от группы A, на прототипах B обоих серий двигатель не был выполнен в формате моноблока, который можно было целиком демонтировать из машины.

В связи с ненадёжностью и трудностью доработки гидропневматической подвески, проект был кардинально переработан. Standardpanzer Prototyp II B теперь основывался на гораздо более простой подвеске Дюбонне – комбинированная фрикционно-пружинная с использованием конических пластинчатых пружин Бельвила. Он сохранил ту же самую схему с 6 опорными и 3 поддерживающими катками. Но сменился двигатель, им стал используемый и группой A дизельный MB-838 Cam 500. Поначалу на переработанный корпус (толщина ВЛД которого также выросла с 50 до 70мм) ставилась та же самая башня Rheinmetall первого образца, но потом её заменили на башню Rheinmetall второго образца. Для удешевления и упрощения производства она лишилась оптических дальномеров. По иронии судьбы, башни конструкции Wegmann наоборот оптические дальномеры в дальнейшем получили. Хотя можно предположить, что в башни Rheinmetall II в тестовом режиме могла была установлена собственная пушка 105мм Rheinmetall — на фотографиях и на экспонируемой в музее сохранившейся башне на шасси группы A установлена 105мм L7. Масса второй серии прототипов доросла до 39 тонн. Всего планировалось построить 6 прототипов второй серии, но как я уже говорил, изготовлено было всего 2, ориентировочно в конце 1961.

Упомяну для собственного спокойствия, что информация по прототипам группы B в интернете противоречит сама себе. По одним данным, уже в первой серии прототипов один был с гидропневматической подвеской, второй с подвеской Дюбонне. По другим данным, первая серия группы B была с гидропневматической подвеской, а подвеска Дюбонне появилась только во второй серии. Я склоняюсь ко второму варианту как более логичному. С гидропневматической подвеской возникли проблемы, изготовление танка сдвигалось по срокам, когда группа А уже вовсю пилила доработанную версию второй серии и потирала руки в предвкушении победы – и поэтому было решено пойти на кардинальные шаги и переработать всю машину. Но момент всё равно был уже упущен. В октябре 1961 проект группы B был закрыт. Хотя построенные машины продолжали участвовать в сравнительных тестированиях.

Так, 2 января 1962 года прошли совместные испытания 28 прототипов (26 A + 2 B) в Testfacility 91 в Меппене. Они были окончены в апреле 1962 года, и лидирование фаворита в лице проекта Порше было налицо.

Осенью 1962 немцами была произведена закупка 1500 пушек Royal Ordnance L7. В связи с требованием иметь угол склонения в 9 градусов, верхняя задняя часть казённика была модифицирована на Rheinmetall – такая модификация пушки для ФРГ была названа Royal Ordnance L7A3.

В сентябре 1962 шесть прототипов II A было доставлено в Panzer-Lehrbatallon 93 в Мюнстер. Испытания показали неудобство пристрелочного пулемёта и невозможность по нему определять дистанцию свыше 1500 метров, в связи с чем было решено внедрить оптический дальномер. Дальномер пришлось разрабатывать с нуля компанией Zeiss. Тесты были закончены 1 апреля 1963 года.

Где-то в это время была внедрена башня Wegmann третьего типа (Условно Wegmann III). Она отличалась установкой столь необходимого оптического дальномера. Притом отливку башни кардинально поменять ещё не успели, и в крыше башни просто пропилили срез, в которых вваривался кожух дальномера. Соответственно, была переработана и маска пушки, которая лишилась третьего «глаза».

Материал: https://thunder-games.livejournal.com/480720.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.