Дистанционно управляемая машина Sd.Kfz.304 Springer

Дистанционно управляемые машины Sd.Kfz.301 и Sd.Kfz.302/303 немецкой разработки позволяли решать поставленные задачи, однако не отличались высоким совершенством. К ним предъявлялись различные претензии, связанные с теми или иными особенностями. К примеру, более крупный и тяжелый носитель подрывного заряда Sd.Kfz.301 был сравнительно дорог в производстве, а компактный и легкий аппарат Sd.Kfz.302/303 не отличался высокой боевой живучестью. Тем не менее, дистанционно управляемые подрывные машины все еще представляли интерес для заказчика, что привело к появлению нового проекта. В 1944 году немецкая промышленность занялась созданием машины Sonderkraftfahrzeug 304.

Целью нового проекта, разработка которого была поручена фирме NSU Motorenwerke, было создание новой подрывной машины с возможностью непосредственного управления и дистанционного контроля, которая была бы проще и дешевле существующей Sd.Kfz.301, а также превосходила бы Sd.Kfz.302/303 с точки зрения веса перевозимого заряда. Новый проект получил официальные обозначения Mittlere Ladungsträger («Средний носитель заряда») и Sd.Kfz.304. Кроме того, на определенном этапе проект получил еще одно имя – Springer («Прыгун»).

Требования, касавшиеся стоимости и характеристик новой техники привели к формированию соответствующего облика. Обеспечить приемлемую грузоподъемность при сравнительно малой стоимости производства можно было только путем широкого использования существующих узлов и агрегатов. Было решено строить новую технику на базе полугусеничного мотоцикла Sd.Kfz.2, также известного под названием Kettenkrad HK 101. Этот образец должен был поделиться с новым своей силовой установкой, ходовой частью и рядом других систем. Одновременно с этим предусматривалась разработка некоторых новых деталей, необходимых для боевой работы в новом качестве.

Самым крупным новым агрегатом для машины Springer стал броневой корпус. Исходные агрегаты «Кеттенкрада» не устроили авторов нового проекта, из-за чего на имеющемся шасси предлагалось монтировать совершенно новый корпус. Кроме того, его необходимость в некоторой мере была обусловлена отказом от переднего колеса и полным переходом на гусеничный движитель с соответствующими изменениями систем управления.

Подрывная машина Sd.Kfz.304 должна была комплектоваться корпусом сложной многоугольной формы, образованной несколькими броневыми листами. Для защиты от атак из передней полусферы предлагалось использовать лобовые листы толщиной 10 мм, борта выполнялись из 9-мм деталей. Крыша и днище должны были иметь толщину 8 мм.

Лобовая часть машины получила характерную форму, образованную несколькими наклонными деталями разного размера. В центре корпуса предусматривался небольшой горизонтальный участок крыши. Кормовая часть крыши, в свою очередь, располагалась с наклоном назад. Борта устанавливались вертикально. Любопытной особенностью корпуса новой машины была складная рубка в корме. Для управления машиной на марше должен был использоваться встроенный пост управления. Для доступа к нему следовало поднять и закрепить в наклонном положении три листа, образовывавшие небольшую рубку с толщиной стенок 9 мм. При использовании радиоуправления отделение управления следовало закрывать.

Компоновка подрывной машины в некоторой мере основывалась на решениях базового полугусеничного мотоцикла. В передней части корпуса планировалось устанавливать подрывной заряд, рядом с ним размещались двигатель и трансмиссия. Корма отдавалась под отделение управления с радиосистемами и постом управления для механика-водителя.

Силовая установка и трансмиссия базового шасси не претерпела никаких изменений. По-прежнему планировалось использовать бензиновый двигатель Opel Olimpia мощностью 37 л.с. Через механическую трансмиссию с двухскоростной коробкой передач крутящий момент должен был поступать на ведущие колеса переднего расположения. Ввиду отсутствия дополнительного переднего колеса, как на Sd.Kfz.2, поворот предлагалось осуществлять при помощи дифференциала и других агрегатов трансмиссии, меняющих скорость вращения ведущих колес.

Гусеничный движитель заимствовался без доработок, тогда как от переднего колеса полностью отказались. Ходовая часть «Прыгуна» включала в себя по шесть опорных катков с индивидуальной подвеской, расположенных в шахматном порядке. Со значительным превышением над опорными катками устанавливались ведущие колеса. Кормовые направляющие колеса, в свою очередь, были подняты над опорной поверхностью незначительно. Применялась мелкозвенчатая гусеница со стальными траками одногребневой конструкции.

В передней части корпуса предусматривались крепления для перевозки подрывного заряда. В специальном контейнере помещалось 330 кг взрывчатого вещества и взрыватель подходящей конструкции. По некоторым данным, машина Sd.Kfz.304, как и ее предшественник Sd.Kfz.301, должна была доставлять к цели заряд, сбрасывать его и возвращаться к оператору. Согласно иным источникам, применялся подрыв заряда без предварительного сброса.

В базовой конфигурации подрывная машина должна была оснащаться двумя системами управления. На марше предлагалось использовать обычные механические органы управления, установленные в кормовой части корпуса, на месте механика-водителя. Непосредственно во время доставки заряда к цели следовало применять систему радиоуправления типа KE6 mit ULE6. При помощи отдельного пульта водитель-оператор мог управлять движением машины, а также выполнять сброс подрывного заряда.

Общая длина новой подрывной машины составляла 3,17 м, ширина 1,43 м, высота – 1,45 м. Боевая масса определялась на уровне 2,4 т. Сравнительно высокая удельная мощность (порядка 15,5 л.с. на тонну) позволяла развивать скорость до 42 км/ч. Топливные баки обеспечивали до 200 км пути без дозаправки.

Предполагалось, что машина Sd.Kfz.304 будет действовать следующим образом. Под управлением водителя, находящегося в кормовой части корпуса, она должна была добираться до места боевой работы. После этого следовало готовить все необходимые агрегаты, прежде всего радиоуправление и взрыватель, что позволяло приступить к атаке. Задачей водителя было выведение машины на дистанцию прямой видимости с целью, после чего он должен был покинуть свое место и сложить элементы рубки, превратив их в крышу корпуса. Затем управление осуществлялось при помощи команд по радио. С помощью специального пульта машину требовалось подвести к цели и сбросить заряд, либо взорвать его без сброса. В первом случае машина под управлением по радио должна была вернуться к водителю.

К осени 1944 года фирма-разработчик завершила проектирование и приступила к сборке опытной подрывной машины. В ходе испытаний прототип новой техники показал неплохие показатели подвижности, а также продемонстрировал приемлемую управляемость как со встроенного поста, так и при помощи дистанционной системы. Показанные характеристики доказывали принципиальную возможность применения Sd.Kfz.304 Springer в условиях реального боя для уничтожения укреплений или бронетехники противника.

Тем не менее, не обошлось без недостатков. С учетом опыта эксплуатации подрывных машин существующих моделей высказывались претензии к бронированию нового образца. Максимальная его защита представляла собой 10-мм броневые листы, установленные под разными углами к вертикали. Это позволяло защитить водителя и агрегаты машины от некоторого стрелкового оружия и легких осколков, но более серьезные системы с повышенными характеристиками могли без особых проблем поразить технику. По причине наличия большого подрывного заряда вероятность выживания машины при обстреле из крупнокалиберного оружия (ДШК, ПТР) или с применением артиллерии была крайне малой.

Несмотря на справедливые претензии, подрывная машина Mittlere Ladungsträger Sonderkraftfahrzeug 304 Springer была рекомендована к принятию на вооружение. Уже в октябре 1944 года фирма NSU Motorenwerke начала серийную сборку такой техники. Серийное строительство подрывных машин в определенной мере облегчалось высокой степенью унификации с существующим полугусеничным мотоциклом. Как следствие, предприятие достаточно быстро смогло выйти на сравнительно высокие темпы строительства и выполнить заказ. Производство машин Sd.Kfz.304 продолжалось до января (по другим данным, до февраля) 1945 года. За это время, согласно разным источникам, успели собрать и передать заказчику от 50 до 90 машин с радиоуправлением.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz