Межконтинентальный БПЛА-камикадзе
Ровно 70 лет назад, 6 августа 1953 года, с нового ракетодрома (а впоследствиии — космодрома) на мысе Канаверал состоялся первый запуск стратегической межконтинентальной крылатой ракеты Нортроп SM-62 «Снарк».
Пуск завершился неудачей, ракета упала и разбилась, но американцы упорно продолжали двигать программу вплоть до 1958 года, когда изделие, наконец, довели «до ума» и запустили в серийное производство.
«Снарк» представлял собой беспилотный самолет-снаряд длиной 20,5 м и массой 27 тонн (включая два стартовых пороховых ускорителя весом по 2,5 тонны), сделанный по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом размахом 12,9 м. Он оснащался турбореактивным двигателем «Пратт-Уитни» J-57, позволявшим развивать скорость до 1050 км/ч (0,96 скорости звука). Запаса топлива во вутренних баков хватало для полета на дальность 6500 км, а с двумя подкрыльевыми ПТБ радиус действия увеличивался до 10200 км, что позволяло при запуске с территории США достичь любой точки в СССР.
Правда, точность попадания при полетах на большие дистанции была невысокой. Среднее отклонение от точки прицеливания составляло аж 7,5 километров. Согласно расчетам оно не должно было превышать 2,5 километра, но в ходе испытаний такого результата не удалось добиться ни разу.
Однако плохая меткость отчасти компенсировалась сверхмощным боезарядом. Термоядерная боеголовка «Снарка» W39 массой в три тонны имела тротиловый эквивалент 3,8 мегатонны, то есть, она была в 200 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму.
Всего с 1958-го по 1961 год, когда «Снарки» списали как морально устаревшие, на боевое дежурство было поставлено 30 таких ракет стоимостью по 5 миллионов долларов каждая. В дальнейшем их сменили баллистические ракеты, обладающие гороздо меньшей уязвимостью для средств ПВО. А SM-62 осталась в истории как единственная принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета.
Компоновочная схема ракеты.
В заголовке — «Снарк» с подвесными топливными баками на мобильной транспортно-пусковой установке.