Модернизация танков Leopard 2 датской армии


В 2000 году Дания приобрела у ФРГ для своих сухопутных войск 54 танка «Леопард-2» производства компании «Краус-Маффей Вегманн» (KMW) в модификации А4. К 2002 году на предприятиях датского ОПК их довели до требований национальных стандартов, а затем в 2002-2005 гг. модернизировали до уровня версии А5 силами KMW. При этом основные направления работ включали:
• усиление пассивной защиты экипажа и танка;
• повышение живучести ходовой части и энерговооруженности машины, в соответствии с увеличением веса при усилении бронирования;
• улучшение эргономики рабочей среды боевого отделения;
• внедрение модульности конструкции и открытой архитектуры систем и программного обеспечения для обеспечения последующих модернизаций.
На эти цели затратили 980 миллионов датских крон (138,3 миллиона долларов США по курсу 2002 года).





Первый «Леопард» подорвался на фугасе 26 февраля 2008 года, но экипаж при этом не пострадал и сумел своим ходом довести машину в расположение подразделения, где её впоследствии отремонтировали. При подрыве на мине другого датского танка 25 июля 2008 года погиб механик-водитель оберконстебль Яспер Гильбер ПЕДЕРСЕН, но и этот «Леопард» тоже восстановили. Впоследствии от СВУ пострадали еще несколько ОБТ, в результате чего неремонтопригодными признали в общей сложности пять машин этого типа.

Планируемые к вывозу из Афганистана выведенные из строя танки Leopard 2A5DK датской армии (военный лагерь Кэмп-Бастион, провинция Гильменд, июнь 2015 г.)
Как их вывозили в Данию – отдельная и презанятная история, но там уже давно все рассказано, а нас сейчас интересует другое.
На основе полученного в Афганистане боевого опыта определили круг проблемных вопросов, требующих решения, поэтому в 2013 году в Дании началось проведение поэтапной модернизации сразу 405 единиц основной боевой техники сухопутных войск, включая и 16 ОБТ «Леопард-2».
Поначалу все основные усилия сосредоточили на интеграции современной аппаратуры системы тактической связи (hærens taktiske kommunikationsnetværk – HTK). В рамках этой программы к 2015 году планировалось осуществить полный переход от аналоговых к цифровым средствам связи, управления навигации автоматизированной системы управления боем (Battlefield Management System – BMS) типа «СитаУэа Фронтлайн» (SitaWare Frontline).

Автоматизированая система управления боем (АСУБ) позволяет боевым единицам обмениваться фото и видеоизображениями, картографическими данными, обеспечивает совместимость различных подразделений и повышает эффективность их действий © SitaWare
АСУБ «СитаУэа Фронтлайн» является частью пакета программного обеспечения (ПО), который соответствует самым современным стандартам и полностью совместим с аналогичными системами союзников по НАТО и «Нордефко», что упрощает установку и модернизацию ПО. Пакет ПО состоит из двух основных приложений:
• система боевого управления (battle control system), позволяющая операторам планировать и выполнять все свойственные боевые задачи;
• система управления бортовыми средствами обнаружения, связи и управления. обеспечивающая их эффективную совместную работу в едином информационном пространстве.
К важным пользовательским особенностям АСУБ «СитаУэа Фронтлайн» ее разработчики относят:
1) Высокая частота обновления местоположения дружественных сил.
2) Оптимизированная тактическая связь.
3) Поддержка радиосвязи с использованием интернет-протокола и без него.
4) Оптимизация для отображения информации на дисплеях малого размера.
5) Малый объем памяти процессора, требуемый для установки и работы ПО.
6) Простота изменения настроек при установке на технику различных типов.
Но, как водится, к концу 2015-го закончить не успели.

В сентябре 2017 года завершили отладку АСУБ «СитаУэа Фронтлайн» версии 2.0 на первых трех БМП CV-90 1-й механизированной роты 1-го батальона лейб-гвардии © SitaWare
Но эта тема уходит очень далеко в сторону, желающие подробностей могут посмотреть здесь, а мы вернемся к нашим «Леопардам». Для них кроме электроники пакет модернизации включал еще несколько основных направлений работ. Материально-техническая служба «Фми» МО Дании (Forsvarsministeriets Materiel- og Indkøbsstyrelse – FMI) работала над прототипом танка до середины 2015 года, после чего выкатила его на испытания.

Прототип датского «Леопард -2Ф5-DK» с орудинем L44 (слева) и германский «Леопард-2А5» с L55 (справа) на огневой позиции стрельбы для сертификации учебных боеприпасов (лето 2015 г.) © FMI
Планировалось, что первые датские «Леопард-2А5» новой модификации поступят на вооружение СВ страны уже к концу 2016 года, а все запланированные к модернизации 16 единиц танков будут готовы в течение 18 месяцев после подписания контракта. Окончательная стоимость работ по расчетам специалистов «Фми» составляла несколько десятков миллионов крон, а модернизация всех 405 единиц боевой техники СВ Дании обойдется военному бюджету страны в несколько сотен миллионов крон.
Между тем активная движуха в мире не прекращалась, давая специалистам неоценимую пищу для размышлений. Анализ военных действий в Украине и на Ближнем Востоке подтвердил, что ОБТ по-прежнему остаются одним из важнейших компонентов сухопутных войск, благодаря огневой мощи и мобильности при достаточно высокой степени защищенности, и в среднесрочной перспективе их роль в вооруженных конфликтах не уменьшится.
Опыт боевого применения ОБТ типа «Леопард-2» в военных конфликтах в Афганистане и Сирии вооруженными силами Дании, Канады, Норвегии и Турции, позволяет военным экспертам утверждать, что несмотря на все выявленные недостатки, эта боевая техника в целом будет отвечать предъявляемым требованиям еще в течение нескольких десятилетий. Однако для этого «Леопарды» явно нуждаются в модернизации. И пока в Норвегии мучительно рассуждали и громко спорили, стоит ли овчинка выделки, датчане не стали останавливаться на достигнутом.
Еще до конца 2016-го они принимают решение о необходимости более масштабной модернизации 38 танков, включая 16, уже оборудованных аппаратурой новой АСУБ, и еще 22 из первоначального варианта. В марте 2016 года служба «Фми» объявила тендер на производство первого прототипа с выделением финансирования на НИОКР в объеме 68,6 млн. крон (9,8 млн. долларов). В ноябре 2016 года правительство страны выделило на эти цели еще 598 млн. крон (85,5 млн. долларов).
Теперь модернизация должна идти по двум направлениям.
В рамках основной программы на все 38 ОБТ «Леопард-2» будут установлены:
1. новые тепловизионные прицелы для командира и наводчика;
2. высокопроизводительная система климат-контроля в башне;
3. вспомогательный дизель-генератор в надгусеничной полке для обеспечения электроэнергией на стоянке без запуска основного двигателя;
4. бортовые решетчатые экраны для защиты от кумулятивных снарядов;
5. система кондиционирования воздуха в отделении управления;
6. усиленная подвеска для возросшей массы машины;
7. дополнительная противоминная защита корпуса;
8. маскировочный комплект для фронтальной проекции корпуса;
9. тепловизионная видеокамера переднего обзора для механика-водителя;
10. модернизированная 120-мм пушка L44 и новая пушка L55A1 – для 16 машин специальной комплектации (см. ниже);
11. аппаратура системы тактической связи и АСУБ.

И не спрашивайте меня, куда и почему смотрит та или иная стрелка на рисунке – художника каждый обидеть может, он так видит – как в первоисточнике.
Дополнительные изменения планируется внести в конструкцию 16 машин исходя из опыта применения «Леопардов» в Афганистане, в том числе:
12. дополнительное бронирование головок приборов наблюдения на крыше башни;
13. наружные корзины увеличенного объема для возимого имущества и ЗИП;
14. дополнительный топливный бак;
15. панель внешнего управления с кнопкой аварийной остановки – когда в июле 2008-го при подрыве погиб мехвод, контроль над машиной был утерян и ее с трудом удалось восстановить;
16. экранно-рассеивающие устройства на выхлопных патрубках двигателя для снижения заметности машины в ИК-диапазоне;
17. дополнительный воздушный компрессор;
18. противокумулятивные экраны увеличенной площади для защиты ходовой части;
19. маскировочный комплект для боковых проекций корпуса;
20. новая автоматическая система пожаротушения;
21. бронированная коробка с телефонным аппаратом в кормовой части танка для связи командира взаимодействующего пехотного подразделения с экипажем танка, особенно при ведении боя в населенном пункте (ранее аналогичная система устанавливалась на датских «Леопард-1», но потом такой полезный опыт благополучно позабыли);
22. штатная турельная установки для пулемёта над люком заряжающего – в предыдущих модификациях предусматривалась только возможность временного крепления;
23. резак проволоки в передней части башни для предотвращения повреждения заграждениями наружных деталей и членов экипажа в люках при действиях в городских условиях.

Можно сравнить вид с кормы до и после модернизации.

Leopard 2A5DK во время патрулирования в провинции Гильменд, Афганистан © chosun.com
Тем, кому мало намека на местоположение камеры переднего обзора мехвода и резака для проволоки могу предложить еще несколько фото с испытаний прототипа в Афганистане. Заодно оцените нигде отдельно не проанонсированную установку солнечного зонтика над люками башни. С некоторых пор такая дополнительная опция в жарком климате является весьма желательной у многих европейцев. Тем же иногда грешат израильтяне. А вот американцы и русские ни в чем подобном пока вроде бы не замечены.


Гильменд, Афганистан, май 2014 г. © Kim Vibe Michelsen / Forsvarsgalleriet
Основной объем работ планируется выполнить на предприятиях компании KMW. Возвращение модернизированной техники из Германии в подразделения сухопутных войск ожидается в 2019-2021 годах. Общая стоимость программы составляет 119,7 млн. долларов без учета затрат на предварительные НИОКР.
Утверждается, что по завершении всех работ машины будут не только соответствовать стандарту «Леопард-2А7», но и превосходить эту модификацию немецкой машины по отдельным показателям.
