Оперативно-тактический ракетный комплекс Pluton (Франция)

https://youtu.be/tULn8-c4E1k

В середине пятидесятых годов Франция начала создавать собственные ядерные силы. В течение нескольких следующих десятилетий был разработан и поставлен на вооружение ряд комплексов различных классов и разного назначения. Были введены в эксплуатацию баллистические ракеты сухопутного базирования, авиационные бомбы и подлодки-носители стратегических ракет. В рамках развития Force de frappe создавались не только стратегические, но и тактические комплексы. Так, к середине семидесятых годов был разработан и поставлен на вооружение самоходный оперативно-тактический ракетный комплекс Pluton.

Работы по созданию перспективного ОТРК, впоследствии получившего обозначение Pluton («Плутон» – одно из имен древнегреческого бога подземного царства), стартовали в начале шестидесятых годов. Поводом к их началу стало предложение о создании самоходного ракетного комплекса, способного отправлять специальную боевую часть на расстояние до 30-40 км. Первым результатом такого предложения стало появление двух предварительных проектов от компаний Sud Aviation и Nord Aviation. В конце 1964 года специалисты вооруженных сил изучили оба проекта, после чего было решено продолжать развитие тематики усилиями нескольких различных организаций.

После решения об объединении работ военные сформировали новый вариант тактико-технических требований к ракетному комплексу. Впоследствии техническое задание несколько раз изменялось в сторону повышения основных характеристик. Последняя версия требований вышла в 1967 году. Главным нововведением этого задания была дальность стрельбы баллистической ракетой не менее 100 км. Обновление требований привело к очередной переработке проекта. В дальнейшем военные не корректировали основные документы проекта, благодаря чему организации-разработчики сумели успешно завершить все необходимые конструкторские работы.

В соответствии с финальной версией технического задания, комплекс «Плутон» должен был представлять собой самоходную боевую машину с пусковой установкой для стрельбы управляемыми баллистическими ракетами, несущими специальную боевую часть. Проектом предлагалось достаточно широкое использование существующих узлов и агрегатов, как в составе шасси, так и в конструкции ракеты. Максимальная дальность стрельбы должна была превосходить 100 км, а мощность боевой части следовало довести до 20-25 кт.

Несмотря на неоднократное изменение технических требований к проекту, основные его положения и общая архитектура боевой машины были сформированы на самых ранних стадиях разработки. В качестве основы для самоходной пусковой установки планировалось использовать гусеничное шасси существующего типа, доработанное соответствующим образом. На шасси следовало устанавливать различное специальное оборудование, в том числе пусковую установку для ракеты и системы управления комплексом.

В качестве основы для ОТРК Pluton было выбрано шасси основного танка AMX-30, которое, однако, требовалось серьезно доработать. Новый проект предлагал изменение конструкции броневого корпуса с целью получения объемов для размещения всех требуемых узлов и агрегатов. Одновременно с этим прочие элементы шасси могли использоваться без каких-либо доработок.

Общий вид музейного комплекса Pluton

В ходе создания обновленного шасси для ракетного комплекса корпус существующего танка лишился мощного бронирования и средств установки башни. При этом в его передней части появился новый крупный отсек для размещения экипажа и аппаратуры. Была разработана новая рубка с наклонным лобовым листом. На левом борту имелся наклонный лист, сопряженный с коробчатым агрегатом. Справа от рубки на корпусе предусмотрели место для установки собственного подъемного крана. За новой рубкой имелась крыша с набором необходимых агрегатов, в том числе элементами пусковой установки.

Передний отсек корпуса отдавался под размещение рабочих мест экипажа, органов управления и систем, необходимых для контроля за работой техники и применения вооружения. Корма, как и в случае с базовым танком, вмещала двигатель и трансмиссию.

Являясь дальнейшим развитием существующего танка, самоходная пусковая установка получила дизельный двигатель Hispano-Suiza HS110 мощностью 720 л.с. С двигателем сопрягалась механическая трансмиссия. В ее составе имелась механическая коробка передач с пятью скоростями переднего хода и пятью заднего. Для запуска двигателя использовался электрический стартер. Силовая установка и трансмиссия выдавали крутящий момент на задние ведущие колеса. Также шасси получило вспомогательную силовую установку уменьшенной мощности, необходимую для работы различных систем без использования основного двигателя.

Была сохранена ходовая часть на основе пяти пар опорных катков среднего диаметра, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской. Передняя и задняя пары катков также получили дополнительные телескопические гидравлические амортизаторы. Использовались передние направляющие колеса, кормовые ведущие и набор поддерживающих роликов.

На кормовом листе корпуса шасси были предусмотрены шарниры для установки качающейся части пусковой установки. Для монтажа контейнера с ракетой предлагалось использовать конструкцию Г-образного профиля, на коротких частях которой имелись проушины для установки на крепления шасси. Верхняя часть конструкции имела треугольную в плане форму и оснащалась креплениями для установки контейнера с ракетой. При помощи гидравлических цилиндров, расположенных на крыше корпуса с возможностью незначительного перемещения в вертикальной плоскости, качающаяся часть пусковой установки могла выставляться на требуемый угол возвышения.

Проектом «Плутон» не предусматривалось строительство отдельной транспортно-заряжающей машины. Для подготовки к стрельбе самоходная пусковая установка должна была использовать собственный подъемный кран. В передней части корпуса, справа от основной рубки, находилось опорно-поворотное устройство с двухсекционной стрелой. При помощи собственного крана боевая машина могла осуществлять перегрузку ракет и боевых частей с штатного транспорта на пусковую установку. Стрела подъемного крана оснащалась гидравлическими приводами и могла поднимать груз около 2-2,5 т – грузоподъемность изначально определялась в соответствии с параметрами применяемой ракеты.

В передней рубке шасси имелось несколько рабочих мест для экипажа. В передней ее части, на продольной оси машины, находилось место механика-водителя. Непосредственно за ним располагался второй член экипажа. Третье рабочее место поместили в левом коробчатом агрегате рубки. Все члены экипажа располагали собственными люками в крыше, а также набором смотровых приборов. В состав экипажа входили механик-водитель, командир и оператор ракетных систем.

Общая длина ракетного комплекса Pluton с готовой к применению ракетой составляла 9,5 м, ширина – 3,1 м. Имеющийся двигатель позволял боевой машине развивать скорость до 60-65 км/ч на шоссе. Запас хода зависел от типа используемого горючего. Дизельное топливо позволяло пройти на одной заправке до 500 км, тогда как бензин – лишь 420 км. Шасси поднималось на склон крутизной 30° и стенку высотой 0,93 м, преодолевало ров шириной 2,9 м и могло пересекать водные преграды по бродам глубиной до 2,2 м.

Для ОТРК «Плутон» была разработана новая баллистическая ракета. Это изделие имело корпус большого удлинения с оживальным головным обтекателем и цилиндрической формой хвостового отсека. На хвостовом отсеке корпуса присутствовали четыре продольных выступа, сопрягавшиеся с оперением. Для стабилизации и управления в полете ракета получила Х-образные стабилизаторы трапециевидной формы. На каждом из стабилизаторов, на некотором расстоянии от его законцовки, перпендикулярно размещались стреловидные аэродинамические рули. Конструкция средств установки и приводы позволяли рулям качаться в плоскости стабилизаторов.

Компоновка ракеты Pluton была сравнительно простой и соответствовала основным концепциям своего времени. В головной части изделия помещалась боевая часть, рядом с которой находилась аппаратура управления. Крупный хвостовой отсек выделялся под размещение твердотопливного двигателя. На хвостовом срезе корпуса помещалось нерегулироемое сопло.

Хвостовая часть ракеты, видны сопло и стабилизаторы с рулями

Хвостовая часть ракеты, видны сопло и стабилизаторы с рулями

Ракета получила упрощенную силовую установку в виде единственного твердотопливного двигателя, выполняющего функции стартового и маршевого. Для решения обеих этих задач был создан двухрежимный двигатель без возможности изменения конфигурации сопла. Изменение параметров работы двигателя достигалось путем применения заряда топлива, состоящего из двух частей с разными скоростями горения. На стартовом режиме двигатель должен был показывать повышенную тягу, обеспечивающую ускорение ракеты с десятикратной перегрузкой. После схода с пусковой установки и набора некоторой скорости двигатель переключался на маршевый режим, на котором продолжал разгон изделия. В конце активного участка скорость ракеты достигала 1100 м/с.

Для удержания ракеты на требуемой траектории использовалась автономная инерциальная система управления упрощенной конструкции. За скоростью и положением ракеты в пространстве следил гироскопический прибор, определявший отклонение от заданной траектории. При помощи аналогового счетно-решающего устройства информация об отклонениях преобразовывалась в команды для рулевых машинок, управляющих рулями на стабилизаторах. Управление осуществлялось на всем протяжении полета. После завершения активного участка траектории ракета сохраняла возможность маневрирования.

В соответствии с техническим заданием, ракета комплекса Pluton получила специальную боевую часть. С целью ускорения разработки и экономии на производстве было решено использовать боеприпас иного назначения, разрабатывавшийся с конца шестидесятых годов. Боевая часть новой ракеты основывалась на агрегатах тактической ядерной авиационной бомбы AN-52. В исходном виде это изделие имело обтекаемый корпус длиной 4,2 м диаметром 0,6 м с плоскостями размахом 0,8 м. Масса боеприпаса – 455 кг. Были разработаны два варианта бомбы AN-52. Первый позволял уничтожать цели взрывом мощностью 6-8 кт, второй отличался мощностью 25 кт.

В ходе адаптации к использованию в качестве боевой части оперативно-тактической ракеты изделие AN-52 лишилось исходного корпуса и получило новый. Кроме того, были применены некоторые другие незначительные изменения. Боевая часть ракеты комплекса «Плутон» выполнялась в виде отдельного блока, присоединяемого к другим агрегатам при помощи специальных разъемов.

Также существовала конвенциональная боевая часть, по своей конструкции максимально походившая на специальную. Внутри ее корпуса обтекаемой формы помещался заряд взрывчатого вещества большой массы. Такая боевая часть по своей мощи значительно уступала ядерной, однако тоже могла найти применение при решении некоторых задач.

В собранном виде ракета имела длину 7,64 м при диаметре корпуса 0,65 м. Стартовая масса – 2423 кг. Параметры твердотопливного двигателя позволяли отправлять ракету на дальность от 10 до 120 км. Круговое вероятное отклонение, обеспечиваемое инерциальной системой наведения, задавалось на уровне 200-400 м. Для полета на максимальную дальность ракете требовалось около 170 секунд. Высота траектории достигала 30 км.

Ракета нового типа должна была использоваться вместе с оригинальным транспортно-пусковым контейнером. Контейнер имел сравнительно большую длину и квадратное поперечное сечение со срезанными внешними углами. На внешней поверхности контейнера предусматривались некоторые детали для монтажа на пусковой установке и выполнения других операций. Внутри имелся набор направляющих, удерживающих ракету при транспортировке и обеспечивающих выход на правильную траекторию при старте. При транспортировке торцы контейнера закрывались съемными крышками. Передний торец получал квадратную крышку с цилиндрическим кожухом для ракеты, задний – изделие более простой конструкции.

Баллистическая ракета комплекса Pluton должна была транспортироваться в разобранном виде. На любых имеющихся автомобилях с соответствующими характеристиками следовало перевозить контейнер с хвостовым отсеком ракеты, а также термостатированный контейнер с боевой частью. В ходе подготовки к стрельбе экипаж самоходной пусковой установки, используя ее подъемный кран, должен был перегружать контейнер ракеты на качающийся агрегат. После удаления защитных крышек можно было перенести и установить на свое место боевую часть требуемого типа. На перегрузку и сборку ракеты требовалось около 45 минут. Выполнив все эти операции, экипаж мог выдвигаться на огневую позицию, осуществлять подготовку к стрельбе и запускать ракету. После прибытия на позицию на подготовку к стрельбе уходило не более 10-15 минут.

Для совместной эксплуатации с ОТРК Pluton и другими элементами ядерных сил предлагались некоторые вспомогательные средства связи и управления. Данные о целях должны были поступать из центров управления, оснащенных самыми современными вычислительными комплексами. В системе выдачи целеуказания ракетным комплексам должны были использоваться беспилотные летательные аппараты-ретрансляторы типа Nord Aviation CT.20.

Разработка проекта «Плутон» была завершена в самом конце шестидесятых годов, после чего организации-подрядчики приступили к изготовлению опытной техники. Вскоре начались полигонные испытания, целью которых была проверка нового шасси. В дальнейшем была завершена работа над ракетой, благодаря чему 3 июля 1970 года состоялся первый испытательный запуск. По результатам испытаний в проект вносились некоторые изменения, направленные на исправление тех или иных недостатков. Кроме того, на сроках завершения работ негативным образом сказались темпы создания требуемого ядерного оружия. Так, разработка бомбы AN-52 была завершена только в 1972 году, что соответствующим образом отразилось на смежном проекте.

После нескольких лет испытаний и доводки новый оперативно-тактический ракетный комплекс Pluton был рекомендован к принятию на вооружение. Приказ об этом вышел в 1974 году. В том же году начались поставки серийной техники и создание соединений, отвечающих за ее эксплуатацию.

В 1974-78 годах в восточных и северных районах Франции были сформированы пять новых артиллерийских полков. 3-й, 4-й, 15-й, 32-й и 74-й полки должны были эксплуатировать ракетные комплексы и, при получении приказа, применять свое оружие для ударов по противнику. Кроме того, был создан еще один полк, выполнявший функции учебного центра и проводивший подготовку специалистов-ракетчиков.

В составе каждого из развернутых артиллерийских полков имелось по три батареи, имевшие на вооружении по две самоходные пусковые установки. Еще две боевые машины полка являлись резервными. Таким образом, на вооружении полка присутствовало восемь машин «Плутон». Кроме того, полк располагал тремя сотнями единиц другой техники различных типов и классов. В составе полка имелось отдельное подразделение, отвечающее за хранение и транспортировку ракет, а также их боевых частей. В одном полку служило около тысячи солдат и офицеров.

Для оснащения пяти артиллерийских полков требовалось четыре десятка ОТРК Pluton. Тем не менее, в некоторых источниках утверждается, что в середине семидесятых годов, за несколько лет серийного производства, французская промышленность выпустила всего 30 единиц такой техники. Следует отметить, что трех десятков машин хватало для полного оснащения пятнадцати батарей из состава пяти полков. Таким образом, без учета резервной техники в строю действительно имелось только 30 самоходных пусковых установок.

Главной задачей ракетных комплексов Pluton было нанесение ударов по различным площадным целям на территории противника. Ракеты со специальной боевой частью могли использоваться для поражения командных пунктов, систем связи, войск на подготовленных позициях, огневых позиций артиллерии, аэродромов и т.д. В зависимости от полученного приказа, комплекс мог использовать ракету с обычной или специальной боевой частью указанной мощности. Дальность стрельбы имеющейся ракетой позволяла поражать цели как вблизи от линии фронта, так и на определенной глубине.

Применять новые ракетные комплексы планировалось в гипотетической войны со странами Организации Варшавского договора. Начало конфликта в Европе должно было привести к столкновениям в центре континента, в опасной близости от территории Франции. Комплекс «Плутон» и некоторые другие новейшие разработки позволяли наносить удары по войскам и позициям противника, отвечая на возможную атаку.

ОТРК Pluton стал первой системой своего класса, созданной французскими конструкторами. Это был неплохой повод для гордости и оптимизма. Тем не менее, еще до конца разработки и поступления техники в войска были установлены некоторые минусы новейшей системы, имевшие, прежде всего тактический характер. Несмотря на достаточно высокие характеристики, дальность стрельбы новой ракеты могла быть недостаточной в некоторых ситуациях. Так, даже при размещении комплексов у восточных границ Франции ракеты не могли достичь наиболее важных целей. Более того, отсутствовала даже возможность удара по территории ГДР, поскольку большая часть зоны ответственности «Плутона» в таком случае приходилась на Западную Германию.

В конце семидесятых годов был дан старт проекту модернизации существующего комплекса, направленной на значительное повышение дальности стрельбы. Путем создания новой ракеты и некоторой доработки боевой машины предполагалось улучшить основные характеристики. Проект модернизации получил рабочее обозначение Super Pluton. Работы в этом направлении продолжались до 1983 года, после чего было принято решение об их прекращении. С середины семидесятых годов промышленность изучала тематику дальнейшего развития ОТРК. К началу восьмидесятых появилась возможность достижения повышенной дальности стрельбы, однако ее использование в проекте «Супер Плутон» посчитали нецелесообразным.

В 1983 году предварительная разработка комплекса Siper Pluton была прекращена. В следующем году промышленность получила заказ на создание более совершенной системы под названием Hadès. Она должна была основываться на новых идеях и решениях, а также отличаться более высокими характеристиками. Работы по проекту Hadès продолжались до начала девяностых годов, когда этот комплекс был принят на вооружение.

Создание нового оперативно-тактического ракетного комплекса в обозримом будущем должно было поставить точку в истории существующей системы Pluton, не отличающейся высокими характеристиками и потому уже не в полной мере устраивающей военных. В 1991 году на вооружение французских ядерных сил поступил комплекс Hadès, серийные поставки которого позволили отказаться от имеющегося «Плутона». Стартовала замена устаревшей техники, продолжавшаяся до 1993 года. Все имевшиеся в наличии ракетные комплексы старой модели были списаны. Большая часть этой техники отправилась на утилизацию. Несколько единиц были сохранены и теперь являются экспонатами музеев военной техники.

Оперативно-тактический ракетный комплекс Pluton стал первым образцом техники своего класса, созданного Францией. Появление такого ракетного комплекса позволило в определенной мере повысить ударный потенциал сухопутных войск за счет применения ядерных зарядов тактического класса. В то же время, дальность стрельбы, полностью устраивавшая военных во время создания и первых лет эксплуатации, со временем стала недостаточной. Это привело к необходимости создания новой техники и отказа от существующего образца. И все же следует отметить, что претензии к недостаточной дальности полета ракеты не помешали комплексу «Плутон» оставаться в строю в течение почти двух десятилетий, установив своеобразный рекорд среди французских ОТРК.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.