Опытные БТРы Lockheed Martin Havoc и APC (США, 2013-2015 год)
Летом 2013 года американская компания Lockheed Martin успешно закончила программу тестирования защиты нового модульного бронированного автомобиля Havoc («Хэвок») с колесной формулой 8х8. Новый БТР разрабатывался в рамках программы МРС – Marine Personnel Carrier. При помощи смонтированных на бронетранспортере детекторов было установлено, что во время проведения испытаний не было отмечено разрушений, которые привели бы к ущербу для любого из 3-х членов экипажа или 9 морских пехотинцев, находящихся внутри боевой машины.
«Готовность выполнять различные боевые миссии и защищенность являются нашими первоочередными задачами, и мы сегодня можем говорить о том, что бронетранспортер Havoc в состоянии обеспечить защиту морских пехотинцев и в реальных условиях современного боя. Броня «Хэвока» доказала, что все наши предварительные расчеты являются верными», – отметил Скотт Грин, являющийся вице-президентом наземных транспортных средств компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control. В марте 2013 года БТР на 100% выполнил все условия испытаний, которые были организованы для выявления плавучести данного транспортного средства. В настоящее время БТР готов для запуска в серийное производство, в боевой машине была достигнута очень высокая степень унификации деталей и узлов с другими плавающими транспортными средствами Корпуса морской пехоты (КМП), что существенно уменьшает стоимость машины, упрощает материально-техническое обеспечение и облегчает обучение персонала …
Бронетранспортер Havoc является современной многоцелевой экспедиционной боевой машиной, которая была создана на базе успешно прошедшего боевое крещение и широко распространенного во многих армиях мира модульного финского БТР Patria (8х8). В тесном сотрудничестве со специалистами израильской компании Plasan Sasa Israel инженеры Lockheed Martin провели масштабную модернизацию боевой машины в интересах КМП США. Используемая конфигурация позволяет разместить на ее базе широкий спектр вооружения, систем связи и датчиков для успешного решения различных задач. БТР «Хэвок» обладает очень хорошими показателями транспортабельности и мобильности и в состоянии защитить экипаж и десант от различных угроз на поле боя.
Бронетранспортер разрабатывался в рамках программы МРС, которая предусматривает закупку для КМП США 579 «средних» плавающих БТР с колесной формулой 8х8. Программа предусматривает достижение стадии оперативной готовности подразделений, вооруженных данной техникой, к 2018 году. Ожидается, что в каждом из батальонов морской пехоты новой боевой машиной будет оснащена 1 рота. При этом следует отметить тот факт, что программа МРС является дополняющей, а не альтернативной по отношению к программам покупки перспективной амфибийной боевой машины EFV – Expeditionary Fighting Vehicle, а после аннулирования последней – принятой взамен EFV программе перспективного амфибийного гусеничного бронетранспортера ACV – Amphibious Combat Vehicle. Основные требования к колесному бронетранспортеру предусматривали боевой вес в диапазоне от 20,4 до 25 тонн, усиленную противоминную защиту, максимальную скорость на суше в 65 миль/ч, на воде – не менее 6 узлов.
Прототип бронетранспортера Havoc, изготовленный по требованиям КМП США, был показан еще в прошлом году на выставке «Modern Day Marine». БТР не имел V-образного днища корпуса, но с целью увеличения уровня защиты от мин и фугасов БТР был оснащен специальным «подрамником» корпуса. Бронемашина также имела усиленный пол и специальные противоударные кресла для экипажа и десанта. Пока что КМП до конца не определился с составом вооружения машины, создаваемой в рамках программы МРС, но прототип Havoc был оснащен башней с 40-мм автоматическим гранатометом и 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Башня аналогична той, что устанавливается на применяемых морскими пехотинцами гусеничных бронетранспортерах AAV.
Финские корни
Стоит отметить, что финнам удалось создать один из самых успешных на сегодняшний день бронетранспортеров 4-го поколения, который пользуется спросом на мировом рынке. В общей сложности на 2012 год финны смогли заключить контракты на поставку 1324 бронетранспортеров Patria AMV в различных модификациях, часть из этих контрактов в настоящее время уже полностью выполнена. По количеству произведенных и заказанных бронетранспортеров Patria AMV является безусловным лидером среди всех современных БТРов 4-го поколения. Эти бронемашины уже купили Польша, Хорватия, Словения, Швеция и ЮАР. Тот факт, что США создали новый колесный бронетранспортер Havoc на основе финского модульного БТРа, многое говорит об этой машине.
Работы над созданием колесной бронированной машины (КБМ) нового поколения Patria AMV – Armored Modular Vehicle были начаты еще в середине 90-х годов прошлого века. В основу нового проекта финские конструкторы положили результаты исследований, которые были выполнены научно-техническими подразделениями финской армии, а также накопленного опыта по разработке и эксплуатации (в том числе и в миротворческих миссиях под эгидой ООН) БТР семейства Sisu ХА-180, обладающих колесной формулой 6х6. Данные машины производились в Финляндии с 1984 года. Финские инженеры рассматривали несколько вариантов шасси для нового бронетранспортера – 6х6, 8х8 и 10х10. При этом военные и специалисты компании Patria Vehicles пришли к заключению, что лучшей для замены ХА-180 станет КБМ, обладающая колесной формулой 8х8. Данное шасси лучше всего отвечало задачам размещения разнообразного вооружения и повышения защищенности экипажа и десанта.
Компоновка боевой машины соответствует принятым стандартам НАТО. Ее корпус делится на 4 отделения: моторно-трансмиссионное (МТО), управления, боевое и десантное. Отделение управления находится в носовой части корпуса бронетранспортера у левого борта. МТО находится справа от отделения управления. В варианте бронетранспортера за водителем расположено место командира, а за МТО и справа от командира – место наводчика, который управляет пулеметной установкой. При этом места наводчика и командира машины образуют боевое отделение. Десантное отделение рассчитано на 8 полностью экипированных пехотинцев, оно расположено от середины до кормовой части бронетранспортера.
Корпус КБМ сварной, выполнен из катаных бронелистов Armox повышенной твердости. В стандартном исполнении броня машины в состоянии выдержать попадания обыкновенных натовских пуль калибра 7,62-мм и соответствует 2-му классу защиты стандарта STANAG-4569. Для увеличения бронезащищенности могут использоваться дополнительные броневые плиты. В любом случае, по словам создателей, БТР Patria AMV при обстреле в лобовой проекции не боится даже 30-мм подкалиберных боеприпасов. Для уменьшения воздействия кумулятивной струи в случае попадания в БТР гранат РПГ боевая машина оснащена подбоем, который включает в себя композитные панели.
В отличие от большинства своих аналогов финский БТР Patria AMV не обладает несущим корпусом. Элементы его ходовой части крепятся непосредственно к раме. За счет этого удалось существенно упростить конструкцию нижней части корпуса, помимо этого, рама защищает карданную передачу от разного рода механических повреждений.
Трансмиссия, двигатель и ходовая часть обеспечивают КБМ массой в 16 тонн (в варианте БТР) максимальную скорость движения по шоссе в 100 км/ч. При росте массы машины до 27 тонн в зависимости от модификации ее динамические характеристики не становятся хуже, так как для установки в Patria может применяться линейка различных моторов мощностью от 335 до 536 л.с. При этом все КБМ массой до 22 тонн являются плавающими. Для движения по водной поверхности в кормовой части бронемашины монтируются 2 водометных движителя, которые позволяют развивать на плаву скорость до 10 км/ч.
Самой главной привлекательной особенностью колесной боевой машины Patria AMV является модульность конструкции. Во-первых, по желанию заказчика на бронемашине могут быть установлены самые различные варианты трансмиссии и двигатели, системы обогрева, охлаждения, кондиционирования, коллективной защиты от ОМП, а также колеса различного типа и размера. Во-вторых, за счет разнообразной комплектации базового шасси специальным оборудованием и вооружением на выходе удается получить технику самого разного назначения – БТР, БМП, КШМ, САУ, БРЭМ, БММ и т.д.
Наиболее любопытным из всех представленных сегодня на рынке можно назвать вариант БМП для армии ОАЭ. Данная машина оснащается башней с комплексом вооружения от российской БМП-3. Помимо БМП и БТР на базе колесной боевой машины Patria AMV были разработаны две минометных системы AMOS и NEMO. Первая из них любопытна тем, что включает в себя башню с двумя спаренными 120-мм казнозарядными гладкоствольными минометами, которые работают в паре с автоматической системой заряжания. Версия NEMO является облегченным вариантом системы AMOS – она имеет только один 120-мм ствол.