Подводная лодка с динамитным орудием USS Holland (США)

Динамитные пушки, появившиеся в конце XIX века, успели получить некоторое распространение и «освоить» несколько специальностей. Прежде всего, такое оружие было развернуто на береговых артиллерийских батареях. Кроме того, было построено два корабля с динамитными пушками. Наконец, была предпринята попытка оснастить таким вооружением подводную лодку. Результатом подобного оригинального предложения стала первая современная подлодка США USS Holland (SS-1), принятая в строй. Для атаки различных целей она должна была использовать как торпеды, так и динамитные артиллерийские снаряды.

Проект перспективной подлодки с торпедным и артиллерийским вооружением был разработан инженером Джоном Филипом Холландом, в течение длительного времени занимавшегося тематикой подводных судов. К середине девяностых годов XIX века он предложил очередной вариант перспективной субмарины, который можно было предложить заказчику в лице военно-морских сил США. Флот проявил интерес к новой разработке и одобрил строительство лодки. Вскоре Дж.Ф. Холланд совместно с другими специалистами судостроительной промышленности приступил к строительству субмарины.

Закладка нового подводного корабля состоялась в ноябре 1896 года. Строительство предлагалось осуществлять на верфи Crescent Shipyard в г. Элизабет (шт. Нью-Джерси), принадлежавшей отставному офицеру ВМС Льюису Никсону. В строительстве нового образца должны были участвовать специалисты компании Holland Torpedo Boat Company, возглавляемой Дж.Ф. Холландом. Совместными усилиями представители двух организаций за несколько месяцев смогли построить подводную лодку с требуемыми характеристиками. Во время закладки новая подлодка получила имя Holland VI – по фамилии автора и порядковому номеру его разработки.

Проект Holland VI основывался на предыдущих разработках Дж.Ф. Холланда. К середине девяностых годов инженер успел построить и испытать несколько опытных субмарин, отличавшихся друг от друга различными особенностями. Проект за номером «VI» подразумевал строительство полноценной подводной лодки, способной перемещаться как по поверхности, так и на некоторой глубине, а также несущей различное вооружение для атаки противника, находящегося на море и на берегу.

Проектом предлагалось строительство торпедообразного обтекаемого прочного корпуса с вытянутой обтекаемой легкой надстройкой на верхней его части. Корпус должен был состоять из внутреннего силового набора и внешней обшивки. Внутри прочного корпуса должны были помещаться все основные узлы и агрегаты, тогда как надстройка предназначалась для улучшения обтекания и для установки некоторых систем, в первую очередь вооружения. Основные особенности перспективной лодки были определены еще на ранних стадиях разработки проекта и в дальнейшем не претерпевали изменений. В то же время, по результатам испытаний была определена необходимость в некоторых доработках, которые были выполнены до передачи лодки заказчику.

Основным элементом подлодки «Холланд VI» являлся прочный корпус торпедообразной формы со скругленными внешними обводами, оживальной носовой частью и конической кормой. Сверху на нем монтировалась настройка с узкими носовой и кормовой частью, расширяющаяся в середине лодки. На надстройке имелась выступающая рубка-башенка цилиндрической формы с люком в крыше. В верхней части рубки имелся набор смотровых приборов простейшей конструкции. На кормовой оконечности корпуса предусматривались стабилизаторы сравнительно простой конструкции, внутри которых находился гребной винт. Позади винта устанавливалась система из двух Х-образных рулей для управления по курсу и глубине.

Длина подлодки Holland VI составляла 16,4 м, максимальная ширина – 3,15 м, осадка – 2,6 м. Надводное водоизмещение равнялось 65 т, полное – 75 т. Прочность корпуса позволяла погружаться на глубину до 75 футов (23 м).

Внутри корпуса подлодки имелся один общий отсек, вмещавший все необходимые узлы и агрегаты, а также рабочие места экипажа. В нижней части корпуса, непосредственно над днищем, помещались несколько баков и цистерн различного назначения. Там же располагалась аккумуляторная батарея. В носовой и кормовой частях располагались дифферентные цистерны, необходимые для удержания лодки «на ровном киле». Позади носовой цистерны помещался топливный бак. Все прочее пространство над днищем корпуса отдавалось под установку основной балластной цистерны. Над последней, рядом с центром тяжести всей конструкции, находился блок аккумуляторов.

Рядом с кормовой частью аккумуляторного отсека находился электрический мотор с компрессором. Задачей этих устройств было создание давления в газовых баллонах. Сами баллоны помещались у бортов корпуса, выше цистерны и аккумуляторов. Баллоны и компрессор предназначались для продувки балластных цистерн. Кроме того, их предлагалось применять для стрельбы из артиллерийского вооружения.

Кормовее блока аккумуляторов располагалась главная энергетическая установка. Ее основой являлся одноцилиндровый бензиновый двигатель системы Н. Отто мощностью 45 л.с. Задачей этого двигателя было обеспечение подвижности в надводном положении с одновременной подзарядкой аккумуляторов. Позади бензинового двигателя устанавливался электромотор мощностью 50 л.с. производства компании Electro Dynamic. Электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи, должен был отвечать за подводное движение. Интересной особенностью энергетической установки было использование общего гребного вала, соединяемого с двигателем нужного типа. На валу устанавливался генератор для подзарядки аккумуляторов.

Использованная энергетическая установка позволяла субмарине в надводном положении развивать скорость до 6 узлов. В погруженном состоянии максимальная скорость была на 0,5 узла меньше. При максимально возможной скорости движения дальность плавания в надводном положении составлял 200 морских миль, под водой – 30 миль. Для своего времени такие характеристики были достаточно высоки и позволяли полноценно решать имеющиеся задачи.

Согласно первоначальному проекту, подлодка Holland VI должна была нести торпедное и артиллерийское вооружение. В носовой части лодки размещался один торпедный аппарат, расположенный с небольшим наклоном вперед. Его предлагалось использовать для стрельбы «самодвижущимися минами» фирмы Whitehead калибра 18 дюймов (460 мм). Непосредственно над аппаратом помещалась укладка для боеприпасов. Кроме того, выше заднего торца торпедного аппарата находилась казенная часть динамитной пушки.

Носовое динамитное орудие представляло собой систему калибра 8,4 дюйма (213 мм), основанную на разработках лейтенанта Эдмунда Залински. Гладкий ствол должен был жестко монтироваться в корпусе подлодки с фиксированным углом возвышения. Казенник ствола при этом оказывался внутри корпуса, а дульная часть выходила за его пределы и продолжалась до носовой части надстройки. Для защиты орудия от воды на надстройке предусматривалась откидная крышка, управляемая изнутри. Метание боеприпасов должно было осуществляться при помощи сжатого воздуха. При открытии боевого клапана сжатый воздух из баллонов должен был поступать в канал ствола и выбрасывать снаряд.

Для перспективной подлодки был разработан обновленный вариант динамитного снаряда, получивший название «воздушная торпеда». Это изделие должно было иметь обтекаемый торпедообразный корпус, внутри которого помещался заряд гремучего студня. Для стабилизации в полете снаряд имел несколько плоскостей в хвостовой части.

uss-holland-5

Изначальный проект предусматривал использование еще одного ствольного оружия. В кормовой части лодки под углом к горизонтали должно было крепиться второе орудие. Согласно одним источникам, предлагалось использование второй динамитной пушке, тогда как другие говорят о применении малокалиберного торпедного аппарата для т.н. динамитных торпед. На имеющемся чертеже, описывающем конструкцию подлодки, в кормовой части корпуса располагается система с «динамитной торпедой».

Внутри прочного корпуса предусматривались стеллажи для перевозки боеприпасов. Имелась возможность взять на борт три 480-мм торпеды Уайтхеда, одна из которых перевозилась прямо в торпедном аппарате, а еще две находились в укладке над ним. Также экипаж располагал несколькими динамитными снарядами для пушки или пушек.

Подлодка Holland VI нуждалась в экипаже из шести человек. Их задачей было слежение за работой различных агрегатов, управление всеми бортовыми системами, навигация, поиск целей и стрельба из имеющегося оружия. Попадать внутрь корпуса предлагалось через люк на рубке. Перископ отсутствовал, из-за чего для поиска целей следовало использовать остекление рубки. Оно применялось как для слежения за обстановкой и поиска целей, так и для прицеливания при стрельбе.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz