Проект оперативно-тактического ракетного комплекса с ракетой Р-18

На ранних этапах развития тактических ракетных комплексов в нашей стране предлагались самые разные проекты подобных систем, в том числе отличавшиеся некоторыми оригинальными идеями и чертами. Так, перспективную ракету Р-18 для сухопутного комплекса предлагалось разрабатывать на основе существующего изделия, входившего в боекомплект подводных лодок. По ряду причин, этот проект не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках, однако все же смог поспособствовать развитию отечественной ракетной техники. С середины пятидесятых годов сотрудники СКБ-385 (г. Миасс) под руководством В.П. Макеева работали над проектом ракетного комплекса подводных лодок Д-2 с ракетой Р-13. Определенные успехи этого проекта, наметившиеся к 1958 году, позволили приступить к дальнейшему развитию этой разработки, которое должно было привести к появлению новой версии ракетного комплекса. 28 августа 1958 года вышло постановление Совета министров СССР о разработке нового оперативно-тактического комплекса, в основе которого должны были лежать существующие наработки по последним ракетам для подводных лодок. Более того, один из вариантов проекта подразумевал использование максимально возможного количества узлов и агрегатов существующего изделия.

Макет демонстрирует подъем ракеты в стартовое положение:

Макет демонстрирует подъем ракеты в стартовое положение

В соответствии с постановлением Совмина, СКБ-385 должно было разработать ракетный комплекс на основе самоходного шасси с ракетой, способной доставлять специальную боевую часть на дальность до 600 км. Для упрощения и ускорения разработки проект должен был основываться на наработках по комплексу Д-2 / Р-13. В первом квартале 1959 года организация-разработчик должна была представить эскизный вариант проекта, а к началу 60-го следовало довести проект до летных испытаний. Завершить все работы по новому проекту и принять комплекс на вооружение предполагалось к середине 1961 года. Перспективная баллистическая ракета для сухопутных войск получила обозначение Р-18. Точное название комплекса неизвестно.

Головным разработчиком нового проекта должно было стать СКБ-385. Также к работам планировалось привлечь Ленинградский Кировский завод, которому поручили проектирование самоходной пусковой установки. Кроме того, для соблюдения установленных сроков в подчинение СКБ-385 следовало передать завод №66 (г. Челябинск).

По имеющимся данным, в рамках проекта Р-18 предлагалось разработать два варианта ракеты с различной конструкцией. Первый планировалось создавать на основе имеющегося опыта, с минимальным заимствованием готовых узлов и агрегатов. Вторая версия, в свою очередь, должна была стать доработанным вариантом «морской» ракеты Р-13 и иметь максимальную с ней унификацию. Вне зависимости от типа ракеты в состав комплекса должна была входить самоходная пусковая установка на гусеничном шасси.

Известно, что самоходная пусковая установка или пусковой агрегат для ракеты Р-18 получила название «Объект 812». Эта машина должна была основываться на конструкции САУ ИСУ-152К. Ленинградский Кировский завод уже имел определенный опыт в деле перестройки самоходок в пусковые установки, который следовало использовать в новом проекте. По этой причине готовый «Объект 812» должен был иметь определенное сходство с машинами из состава других ракетных комплексов того времени.

Основой «Объекта 812» стало гусеничное шасси, основывавшееся на существующих агрегатах. Оно имело дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. и получало механическую трансмиссию. На каждом борту корпуса предусматривалось по шесть опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Подобные силовая установка и ходовая часть должны были обеспечивать перемещение по шоссе и пересеченной местности с преодолением различных препятствий, необходимое для доставки баллистической ракеты на стартовую позицию.

На шасси монтировался корпус характерной конструкции с крупной передней рубкой и кормовым моторным отсеком. В передней части рубки, имевшей заниженную центральную часть крыши, помещались места для экипажа. Доступ внутрь рубки осуществлялся через передние бортовые двери, а место механика-водителя находилось в передней части корпуса и оснащалось крупными лобовыми стеклами. Помимо экипажа в рубке располагался набор оборудования, необходимого для топопривязки, подготовки ракеты к пуску и выполнению иных процедур.

На кормовом листе корпуса располагались опоры для качающихся устройств пусковой установки. Рядом с ними помещались опорные устройства гидравлических приводов подъема ракеты. Для транспортировки ракеты Р-18 «Объект 812» получил подъемную рампу. Это устройство должно было представлять собой набор балок и поперечных изогнутых элементов с захватами, на которых в транспортном положении помещалась и фиксировалась ракета. Для дополнительной защиты изделия на боковых и головной частях рампы располагались крупные решетки. В первую очередь, они были необходимы для защиты головной части ракеты от возможных ударов при движении по пересеченной местности.

Запуск ракеты предлагалось осуществлять при помощи компактного стартового стола. На основной раме этого устройства крепилось опорное кольцо для установки ракеты, газоотбойный щит и другое необходимое оборудование. Рама стартового стола устанавливалась на шарнирах, помещенных на опорах качающейся рампы. Благодаря этому стол мог подниматься в транспортное положение или опускаться в рабочее.

Вместе с «Объектом 812» должна была эксплуатироваться транспортно-заряжающая машина «Объект 811». Ее планировалось строить на том же шасси, что и самоходную пусковую установку. Отличия двух машин должны были заключаться в наборе специального оборудования. Так, «Объект 811» следовало оснащать средствами для перевозки и перегрузки ракеты на пусковую установку. Возможность подъема в вертикальное положение, стартовый стол и т.д. отсутствовали.

В дальнейшем планировалось разработать новый вариант самоходной пусковой установки на колесном шасси. К тому времени уже было известно, что гусеничные машины имеют ряд негативных особенностей, затрудняющих их использование в качестве носителя ракет со специальными боевыми частями. Колесные шасси отличались большей мягкостью хода и не имели серьезных ограничений. Таким образом, в перспективе носителем ракеты Р-18 могла стать колесная машина с требуемыми характеристиками. Точный облик такой машины, однако, не был определен ввиду ранней остановки работ.

Точные сведения о первом варианте проекта ракеты Р-18, который планировалось разработать с нуля, отсутствуют. Вполне возможно, что за несколько месяцев работ по комплексу специалисты организации-разработчика просто не успели сформировать облик такого изделия и определить его технические особенности. Что касается варианта ракеты Р-18, основанном на конструкции Р-13, то в этом случае имеется достаточно информации, чтобы составить полноценную картину.

Являясь незначительно доработанным вариантом ракеты подводных лодок Р-13, изделие Р-18 должно было сохранять все ее основные особенности. Р-18 должна была стать одноступенчатой жидкостной баллистической ракетой с бортовыми системами управления. В ходе разработки нового проекта специалистам СКБ-385 пришлось изменить некоторые особенности конструкции ракеты по причине иного способа применения и других характерных черт сухопутного комплекса. Тем не менее, подобные изменения не должны были привести к значительному изменению характеристик или внешнего вида ракеты.

Ракета Р-18 должна была иметь цилиндрический корпус большого удлинения с крупным головным обтекателем конической формы. В хвостовой части присутствовали небольшие стабилизаторы Х-образной конструкции. Иные крупные и заметные детали на внешней поверхности корпуса отсутствовали. Предлагалось использовать стандартную компоновку внутренних объемов с размещением боевой части внутри головного обтекателя, двигателем в хвосте и баками в остальных объемах. Расположение аппаратуры управления могло заимствоваться у проекте Р-13: эта ракета имела небольшой межбаковый отсек с системами наведения, размещенный рядом с центром тяжести.

Унификация новой ракеты с существующей должна была привести к применению жидкостного ракетного двигателя типа С2.713. Это изделие имело одну крупную маршевую камеру и четыре меньших рулевых. Центральная маршевая камера отвечала за создание тяги, а боковые рулевые могли использоваться для маневрирования. Для этого они имели возможность качания вокруг осей, перпендикулярных продольной оси ракеты. Двигатель должен был использовать топливо ТГ-02 и окислитель типа АК-27И. Тяга двигателя достигала 25,7 т.

По некоторым данным, ракету Р-18 решили оснастить новой системой наведения, представляющей собой развитие существующих агрегатов. Инерциальную систему наведения, способную отслеживать перемещения ракеты и вырабатывать команды для рулевых камер двигателя, планировалось создать с использованием устройств, заимствованных из проекта ракеты Р-17. В основе требуемых систем наведения лежали гироскопы, а также новые вычислительные средства.

Перспективную баллистическую ракету планировалось оснастить специальной боевой частью, разработку которой следовало поручить КБ-11. Параметры такого боевого блока неизвестны, но габариты и характеристики ракеты позволяли нести боезаряд мощностью до 1 Мт.

Ракета базовой модели Р-13 имела длину 11,835 м и максимальный диаметр 1,3 м при размахе стабилизаторов 1,91 м. Стартовый вес изделия достигал 13,75 т. Есть основания полагать, что ракета Р-18, являвшаяся дальнейшим развитием Р-13, должна была иметь схожие размеры и весовые характеристики.

В соответствии с техническим заданием, ракетный комплекс с ракетой Р-18 должен был иметь возможность атаки целей на дальностях от 250 до 600 км. Максимальное отклонение от расчетной точки попадания не должно было превышать 4 км в любом направлении, что предъявляло соответствующие требования к системам наведения.

На подготовку ракетного комплекса к стрельбе отводилось не более 1 часа после прибытия на позицию. За это время расчет самоходной пусковой установки должен был опустить на грунт стартовый стол, затем поднять ракету в вертикальное положение, зафиксировать ее на столе и опустить рампу. Одновременно с этим осуществлялось определение координат машины, а также рассчитывалась полетная программа, предназначенная для ввода в системы управления ракеты. После завершения всех необходимых процедур мог выполняться запуск.

Старт ракеты предлагалось осуществлять из вертикального положения, без использования стартовой направляющей. Во время активного участка полета автоматика должна была удерживать ракету на требуемой траектории. После выработки топлива ракета должна была переходить в неуправляемый полет по заданной траектории. Выполнив стрельбу, экипаж «Объекта 812» мог перевести комплекс в транспортное положение и уйти на другую площадку для выполнения перезарядки.

Разработка проекта ракеты Р-18 и других средств перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса продолжались до декабря 1958 года. К этому моменту специалисты СКБ-385 и других занятых в проекте организаций успели проработать некоторые вопросы и подготовить набор документации в эскизной версии. Кроме того, по-видимому, именно в это время было изготовлено определенное количество макетов самоходной пусковой установки с ракетой.

В конце 1958 года работы по проекту Р-18 были прекращены. Точные причины этого неизвестны, однако существуют некоторые предположения. Наиболее правдоподобной является версия, связанная с изменением целей и задач СКБ-385. До конца пятидесятых годов эта организация занималась разработкой ракетных систем различных классов, предназначенных для применения разными видами вооруженных сил. Позже было принято решение поручать специалистам СКБ-385 только проекты, разрабатываемые в интересах флота. Таким образом, в дальнейшем миасские конструкторы должны были разрабатывать только баллистические ракеты подводных лодок. Разработка сухопутных комплексов поручалась другим организациям.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.