Опытный артиллерийский дуплекс С-72 и С-73 (Н6.565)
Советская армия в годы Второй Мировой Войны имела весьма небольшое количество современной артиллерии особой мощности. Поэтому уже в 1945 году в ЦАКБ была начата разработка орудий особой мощности. Василий Гаврилович Грабин счёл целесообразным создать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. Этот дуплекс получил шифр Н6.565. Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в двух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трёх повозках. В конце 1945 года возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 года эта мортира не попала …
Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод. Питание электродвигателей системы производилось от генератора постоянного тока мощностью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения». Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом производилось с помощью специального механизма, имевшего электропривод. Заряжание пушки снарядом производилось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную. Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом производилось с помощью зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего сошника лобового бруса. Переход из походного положения в боевое и обратно производился с помощью автомобильного крана грузоподъёмностью 20 т.
В начале 1950-х годов орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу — С-73. В 1954 году решили создать новую 280-мм пушку-гаубицу, которую предполагалось установить на лафете дуплекса и ей присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 года Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 год «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 года. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы — С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.
280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного — 525 м/с и 19,2 км.
Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены заводские испытания опытного образца 305-мм гаубицы С-73. По результатам заводских испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку. Стрельбы из гаубиц производились с 26 марта по 7 декабря 1956 г., а также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, нагретый до температуры 40°С). При стрельбе подъём снаряда производился с помощью крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную с помощью досылателя. Подача заряда в камору осуществлялось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в ходе которой использовали механизм заряжания.
Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость… «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе… Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.
По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью крана легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком! Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 — это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности! Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» — 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Но всё это было напрасно — ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руководство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.
Источник — А.Б.Широкорад «Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина».