Спасая «семьсот-сорок-седьмые»

Российская группа компаний «Волга-Днепр» и ее дочерняя авиакомпания «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo Airlines) близки к подписанию твердого контракта на покупку американских грузовых самолетов Boeing 747-8F. Эта масштабная сделка вызывает множество вопросов.

Грузовой самолет Boeing 747-8F авиакомпании AirBridgeCargo Airlines (с) airbridgecargo.com

Напомним, что в июне прошлого года на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция) ГК «Волга-Днепр» подписала с американской корпорацией Boeing меморандум о взаимопонимании о приобретении 20 грузовых самолетов Boeing 747-8F новой постройки. Две машины в рамках этих договоренностей российский авиаперевозчик уже получил в ноябре прошлого года. В марте 2016 года Boeing получил твердый заказ еще на два самолета. В конце июня нынешнего года американское агентство Bloomberg объявило о том, что AirBridgeCargo Airlines, «Волга-Днепр», и американский аэрокосмический концерн Boeing близки к заключению твердого контракта на поставку, по меньшей мере, десяти новых грузовых самолетов Boeing 747-8 Freighter.

По данным агентства, контракт будет подписан в ходе международного аэрокосмического салона в британском Фарнборо, который стартует 11 июля 2016 года (самолеты Ан-124-100 и Boeing 747-8F группы «Волга-Днепр» будут представлены в рамках наземной экспозиции выставки). Каталожная стоимость десятка закупаемых ГК «Волга-Днепр» самолетов Boeing близка к отметке в 4 млрд долл. Bloomberg подчеркивает, что заказ от российской авиакомпании позволит сохранить Boeing 747-8F в производстве в течение ближайших нескольких лет — в условиях жесткой конкуренции со стороны более экономичных двухдвигательных машин четырехдвигательные «джамбо» испытывают большие проблемы с поиском новых покупателей.

Грузовой самолет Boeing 747-8F авиакомпании AirBridgeCargo Airlines (с) Тимур Гусейнов / imguseynov.livejournal.com

Обращает внимание крайне рискованный характер сделки для российского участника. Отметим странности этой сделки и возникающие в ее связи вопросы.

1) Почему вообще производство американского самолета спасает российская авиакомпания, а не, скажем, американская или хотя бы ближневосточная или восточноазиатская? Может, новые 747 считаются ими малоперспективным вложением средств?

2) Почему «Волга-Днепр» идет на столь масштабные закупки авиатехники именно сейчас? Если AirBridgeCargo закупит все 20 новых Boeing 747 согласно меморандуму о намерениях, это будет означать удвоение парка этих машин российской авиакомпании и трехкратное увеличение ее парка самолетов модификации 747-8F. При этом никакого скачкообразного роста на рынке грузовых авиаперевозок не ожидается. Рынок близок к стагнации, а небольшой рост грузооборота поглощается грузовыми отсеками пассажирских широкофюзеляжных самолетов. Современные пассажирские двухдвигательные Boeing 777 или Airbus A350 даже при полной загрузке пассажирских кресел берут на борт 25-30 тонн груза. Логистические компании фрахтуют эти мощности, из-за чего специализированные грузовые самолеты (и эксплуатирующие их нишевые авиакомпании) теряют рынок. Сама ГК «Волга-Днепр» помимо того, что вынуждена вести тяжелую конкурентную борьбу на рынке регулярных перевозок, испытывает проблемы на рынке перевозок крупногабаритных грузов – своей традиционной вотчине. В этих условиях выбранный ее менеджментом тайминг экспансии и массовых закупок новой авиатехники непонятен.

boeing-7478f-airbridge-cargo-4-728

Грузовой самолет Boeing 747-8F (с) Boeing

3) Как будет финансироваться сделка? Четыре (или 3,5 с учетом скидок) млрд долл каталожной цены приобретаемого десятка 747-8F – это оборот группы компаний «Волга-Днепр» за несколько лет или ее прибыль за десятилетия работы. Понятно, что речь идет о лизинге и долгосрочном займе под залог новых и уже имеющихся у авиакомпаний самолетов, включая как американские Boeing 747 дочерней AirBridgeCargo, так и Ан-124-100 самой «Волга-Днепр».

4) Правильно ли тогда понимать, что в случае возникновения финансовых трудностей у ГК «Волга-Днепр» и банкротства группы весь ее парк «Русланов» (и половина всего российского парка этих машин) отойдет американским кредиторам?

5) Не несет ли в этих условиях сделка угрозы национальной безопасности России? Ведь Ан-124-100 «Волги-Днепр» вместе с «Русланами» Министерства обороны России — это инструмент обеспечения стратегической и оперативной мобильности Вооруженных сил России.

В общем, сделка крайне рискованная и рациональные доводы в ее пользу на первый взгляд не просматриваются.

Поэтому позволим себе гипотезу.

Новые Boeing 747-8F, о которых идет речь в статье Bloomberg, не будут первыми машинами этого типа, приобретаемыми «Волгой-Днепр». Впервые пять новых самолетов Boeing-747-8F российская группа закупила для своей дочерней AirBridgeCargo в марте 2007 года.

Вспомним обстоятельства той сделки. В 2005 году комиссия во главе с бывшим председателем Федеральной резервной системы США Полом Волкером провела расследование злоупотреблений в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», крупнейшего в истории финансового проекта ООН (программа позволяла Ираку продавать нефть на мировом рынке в обмен на продовольствие и медикаменты, всего было продано нефти на сумму около 65 млрд долл). Комиссия обнаружила свидетельства того, что российский гражданин Александр Яковлев, отвечавший за снабжение в Секретариате ООН, брал взятки от компаний, которые позже получали ооновские контракты. В том же году в федеральном окружном суде в Нью-Йорке Яковлев признал себя виновным в получении взяток и отмывании денег и был арестован. Яковлев дал показания против Владимира Кузнецова, председателя консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2007 года нью-йоркский суд присяжных признал Кузнецова виновным в сговоре с целью отмывания денег. Согласно материалам американского телеканала FOX News, Яковлев оказывал консультационные услуги компании «Волга-Днепр», которые позволяли последней выигрывать ооновские тендеры. Часть из полученных средств, по данным следствия, Яковлев отмывал с помощью принадлежащих Кузнецову банковских счетов в офшорах. В результате Организация Объединенных Наций приостановила отношения с авиакомпанией «Волга-Днепр», а Яковлеву и Кузнецову грозили десятки лет тюремного заключения. По некоторым данным, существовала вероятность выдачи ордера на арест самого Алексея Исайкина, президента группы «Волга-Днепр».

454-292-UN_official_Alexander_Yakovlev_Vladimir_Kuznetsov

Александр Яковлев и Владимир Кузнецов

И тут последовала закупка тех самых пяти первых Boeing-747-8F для AirBridgeCargo. После этого напор американской системы правосудия на указанных граждан России резко спал. Владимир Кузнецов был экстрадирован в Россию и вскоре освобожден. Яковлев в 2010 году был приговорен к нескольким часам (да, часам) лишения свободы и двухлетнему гласному надзору, согласившись при этом отдать США 900 тысяч долл со своих счетов в лихтенштейнском банке. Что касается «Волги-Днепр», то вскоре компания вернулась к выполнению ооновских заказов, более того, совместное предприятие группы с украинским ГП «Антонов» Ruslan SALIS GmbH получило пролонгацию НАТО-вского контракта на выполнение стратегических перевозок в интересах Североатлантического альянса. В общем, выглядит так, словно приобретением пяти 747-8F «Волга-Днепр» тогда смогла откупиться от американцев.

airbridgecargo

Грузовой самолет Boeing 747-8F авиакомпании AirBridgeCargo Airlines (c) airfreight-logistics.com

Проходит несколько лет. Американо-российские отношения резко ухудшаются в силу украинского и затянувшегося сирийского кризиса. Кроме того, США вывели войска из Ирака и свернули военное присутствие в Афганистане, в результате сократился объем перевозок техники и, соответственно объем заказов для «Волги-Днепр» с ее «Русланами». Далее – наше предположение. В этих условиях российская компания американцам уже не нужна и они ставят условие — либо вы покупаете у нас большую партию Boeing-747-8F в кредит на соответствующих условиях, спасая производство этой машины, либо мы прикрываем вас санкциями. На основании, скажем того, что «Волга-Днепр» регулярно возит грузы «Рособоронэкспорта», санкции против которого недавно в очередной раз продлили США. В любом случае, выкинуть российскую компанию со своего собственного рынка авиаперевозок американцам не составит труда, а это фатально для дочерней AirBridgeCargo, формального получателя этих Boeing-747-8F, поскольку на североамериканский рынок приходится до трети ее оборота.

iyha381

«Может, его там пытали?!» (c) Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука»

Впрочем, возможно инициатива по покупке «Боингов» действительно исходила от менеджмента российской компании: люди почуяли, к чему все идет, и предложили американцам сделку, как в прошлый раз, только помасштабнее. Расчет на то, что вводить санкции против авиакомпании, спасшей производство американского самолета, США не будут. В любом случае риски для американской стороны невелики. «Боинги» в случае чего останутся им, плюс американцы получают возможность провесить на большом и длинном кредите компанию, от которой зависит стратегическая мобильность вооруженных сил вероятного противника. Согласитесь, если наше предположение верно, то многие вопросы об экономической целесообразности сделки на закупку большой партии 747-8 отпадают. Однако все риски этой покупки для российского участника остаются. И риск лишиться лучшей части парка «Русланов» для России тоже.

0_71edb_21505de2_orig

Транспортный самолет Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр» (с) Тимур Гусейнов / timguseynov.livejournal.com

Теперь вопрос «что делать?»

Ну, во-первых, в очередной раз поучиться у сверхдержавы отстаивать свои национальные интересы и интересы своей промышленности любыми средствами.

Во-вторых, порекомендовать нашему Министерству обороны и руководству «Волги-Днепр» поискать варианты компромисса в вопросе о выкупе Ан-124-100 военным ведомством. Мы знаем, что необходимость в этих машинах военные осознают. Ведь ввиду отмены планов возобновления производства «Русланов» ждать новый тяжелый военно-транспортный самолет нашим ВКС придется еще долго.

SAVX2542-1

zrk001

Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» ВКС России только что доставил ЗРС С-400 авиабазу Хмеймим в Сирии (c) saidpvo.livejournal.com

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz