Стальной головастик Budd RB-1 «Конестога»
Американцы, как известно, большие затейники. 1 ноября 1943 года впервые взлетел прототип американского военно-транспортного самолета Бадд RB-1 «Конестога». Помимо забавного внешнего вида, эта машина обладала целым букетом интересных особенностей.
Главная из них — она была почти целиком сделана из нержавеющей стали. Не только каркас, как у советских «Сталь-2» и «Сталь-3», но и обшивка. Лишь рули и элероны были традиционно обтянуты полотном.
Стальные детали и узлы соединенялись между собой с помощью точечной электроимпульсной сварки, запатентованнной фирмой «Бадд». Кстати, раньше эта фирма самолетов не строила, а производила нержавеющий прокат, железнодорожные вагоны и автомобильные кузова. Тем не менее, ее авиационный первенец проявил себя неплохо, несмотря на то что его стальная сварная конструкция получилась заметно тяжелее дюралевой.
При тех же моторах, что стояли на знаменитом «Дугласе» С-47, летные характеристики «Конестоги» оказались немного ниже, а дальность полета — меньше. Зато самолет был оснащен трехопорным шасси с носовой стойкой, опускаемой грузовой рампой и двухтонным краном-погрузчиком, а в его объемный фюзеляж мог заехать даже грузовик.
Использование нержавеющей стали заинтересовало потенциальных заказчиков из американской армии и флота. Хотя, США в годы войны не испытывали дефицита алюминия и даже поставляли его по ленд-лизу своим союзникам, для подстраховки военные решили «на всякий случай» заполучить транспортник, в котором «крылатый металл» не использовался. Еще до завершения испытаний командование ВМФ заказало 200 экземпляров «Коннестоги», а штаб армейской авиации — аж 600.
Но весной 1944-го в США вступили в строй три новых алюминиевых завода, а война со всей очевидностью шла к концу, поэтому военное начальство пересмотрело свои взгляды на стальной «крылатый грузовик». ВВС полностью аннулировали заказ, а ВМФ сократил свой с 200 до 20 экземпляров, включая три прототипа.
Именно столько «головастиков» и было построено, причем все эти машины направили на обслуживание тыловых авиабаз. В 1945-м их списали и выставили на продажу. 12 штук приобрела коммерческая авиакомпания «Нэшнл Скайуэйз», осуществлявшая грузовые авиаперевозки (в частности, возившая бананы из Центральной Америки), а остльные — поштучно — раскупили другие авиафирмы. Один улетел аж в Бразилию, где и разбился в 1947 году.
Неизвестно, когда были выведены из эксплуатации остальные «Конестоги», во всяком случае, 1950-е годы их следы теряются и упоминания о них исчезают.