Тип 95 «Ха-Го»: японский предвоенный лёгкий танк нового поколения

Тип 95 — это японский легкий танк 1930-х годов, также широко известен под обозначением «Ха-Го». Боевая машина была разработана в 1933-1934 годах, став первым японским танком нового поколения. Танк изначально создавался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений японской императорской армии. В «Ха-Го» была заложена концепция быстроходного танка с достаточно низким корпусом, подвеской разработки Томио Хара и дизельным двухтактным двигателем. Данная концепция стала основополагающей для всех японских танков этого временного периода. Простота и удачность конструкции, а также неприхотливость сделали этот легкий танк самым массовым в японской армии периода Второй мировой войны.

Тип 95 «Ха-Го» серийно производился в Японии с 1936 по 1943 гг., он активно использовался на полях сражений Второй мировой войны и наряду со средним танком Тип 97 «Чи-Ха» был основным танком Японии. Всего было выпущено 2348 танков данного типа (по другим данным значительно меньше — до 1161). Являясь достаточно удачной боевой машиной на момент разработки и середину 30-х годов прошлого века, в ходе войны Тип 95 безнадежно устарел, но нехватка бронетехники вынудила японских военных использовать этот легкий танк до самого окончания Второй мировой войны, при этом «Ха-Го» использовался на всех театрах военных действий.

Так как новый танк изначально должен был обладать высокими динамическими характеристиками, японские конструкторы рассматривали вариант с полностью гусеничным ходом и шасси на сменном колесно-гусеничном ходу. Вторая идея казалась им привлекательнее, но проведенные испытания опытных образцов «кавалерийских боевых машин» показали, что полноценный гусеничный танк будет более надежным и технологичным.

Первый прототип нового танка, получившего проектное обозначение «Ши-Ки», был готов уже в июле 1933 года. Разработкой танка занималась компания Mitsubishi. Боевой машине не удалось уложиться в техническое задание военных. Боевая масса составляла 7 тонн, вместо требуемых 6,5 тонн, что не устраивало японский Генштаб. Ходовые качества также были оценены как невысокие, максимальная скорость хода составляла 40 км/ч, а предельный угол подъема едва достигал 30°. Не устраивала военных и слишком тонкая броня, которая не позволяла использовать боевую машину для непосредственной поддержки пехоты. Не меньше их смутила и другая особенность — посадка и высадка экипажа осуществлялась лишь через башенные люки. Одновременно с этим запас хода в 250 километров при движении по шоссе и характеристики преодоления основных препятствий были признаны приемлемыми. Компании «Мицубиси» было предложено доработать опытный образец, но процесс модернизации затянулся по времени и завершился лишь в июле 1934 года.

За время модернизации на первом прототипе поменяли расположение выхлопной трубы, добавили дополнительные поддерживающие ролики, а также осуществили ряд других изменений. После очередного этапа улучшений, который был завершен в октябре 1934 года, массу танка удалось уменьшить до 6,5 тонны, а максимальную скорость хода довести до 45 км/ч. На проведенных зимой 1934-1935 года испытаниях, которые были приближены к боевым и проходили на территории Северной Манчжурии, танк получил более благоприятные отзывы со стороны военных и был рекомендован к серийному производству. Не в последнюю очередь участники испытаний отмечали верный выбор дизельного двигателя. В ходе испытаний он без особых проблем заводился даже при температуре окружающего воздуха -20°C и демонстрировал очень высокие эксплуатационные качества.

Но и этот прототип в текущем виде еще не полностью соответствовал предъявляемым к танку требованиям. Более успешным оказался второй прототип боевой машины, постройка которого началась в июле 1935 года и была полностью завершена в ноябре того же года. Именно этот танк был принят в качестве эталона для запуска в серийное производство. Наиболее ярким его отличием стали характерные обтекаемые борта боевого отделения, которые нависали над гусеницами. Также ведущие и направляющие колеса, которые изготавливались методом штамповки, были заменены на литые. Вместо башенного прожектора на легком танке появились две фары на корпусе, а также была установлена приземистая командирская башенка. Слегка изменилась и конструкция башни, которая получила кормовой пулемет и дополнительные смотровые щели. Для доступа к двигателю был сделан специальный люк в корме корпуса.

Серийный выпуск танка «Ши-Ки», которому в конце 1934 года было присвоено новое название «Ха-Го», был налажен на предприятиях фирмы Mitsubishi. Первое время новые легкие танки собирались очень медленными темпами, только с 1939 года промышленности Японии удалось набрать требуемые обороты (по японским данным в 1939 году собрано 115 танков, в 1940 году уже 422). Столь неторопливые темпы были связаны не только с возникшими сложностями производства (японская танковая промышленность находилась в процессе своего бурного развития и становления), но и с обстановкой на Китайском фронте. Как показывали бои 1931-1934 годов, даже у столь слабых японских бронированных машин, которыми были танкетки Тип 94 и легкий танк Тип 92, на поле боя не было достойных противников.

Легкий танк Тип 95 «Ха-Го» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — элементов трансмиссии. В средней части корпуса располагалось отделение управления и боевое отделение, которые были объединены в одно. Корпус боевой машины собирался из катаных бронелистов толщиной 12 мм на каркасе при помощи заклепок и болтов. Объем подбашенной коробки танка был несколько увеличен за счет выступающих надгусеничных ниш, обладавших полуконической формой. Башня танка — цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с «куполом» (небольшой командирской башенкой). Для того чтобы уменьшить поражение членов экипажа осколками брони и сберечь от возможных травм при ударах, с внутренней стороны корпуса был закреплен специальный асбестовый «подбой».

В башне «Ха-Го» была установлена 37-мм пушка, снаряды к ней могли пробить по нормали бронелисты толщиной до 35 мм с расстояния в 300 метров. Крепление пушки в маске допускало качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Механизмов вертикального наведения орудие не имело. Пушка наводилась на цель при помощи плечевого упора, ввиду её хорошей уравновешенности этот процесс не представлял особых проблем. Отдельно от орудия, в задней части башни справа был установлен 6,5-мм пулемет. В корпусе танка, в чуть выступающей передней рубке, также был размещен лобовой пулемет.

Экипаж легкого танка состоял из трех человек. Справа впереди находилось место механика-водителя, слева — пулеметчика. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх, в ней располагался смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка, а также по бокам от него были сделаны горизонтальные и вертикальные смотровые щели — таким образом конструкторы старались сохранить обзор при колебаниях танка. Командир боевой машины располагался в одноместной башне, он одновременно выполнял также функции заряжающего и наводчика орудия. Почти перед его грудью располагалась казенная часть орудия, под левой рукой — маховичок механизма поворота башни, за правым плечом — установка башенного пулемета. В крыше купола башни располагался двустворчатый люк круглой формы. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. По бокам рубки пулеметчика, а также в левом борту танковой башни располагались лючки, предназначенные для стрельбы из личного оружия с броневыми заслонками (пистолет Намбу или револьвер Хино).

Изюминкой танка можно было назвать его двигатель. Это был двухтактный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения, развивавший мощность 120 л.с. Дизельный двигатель устанавливался сзади вдоль правого борта корпуса и через редуктор соединялся с механической коробкой передач, от которой по оси танка в переднюю часть корпуса шел карданный вал. В этом месте вал коническими шестернями соединялся с валами бортовых фрикционов. На ведущие колеса легкого танка «Ха-Го» вращение передавалось одноступенчатыми бортовыми редукторами. Удельная мощность, составлявшая более 16 л/с на тонну, обеспечивала легкому танку Тип 95 хорошую подвижность. Выхлопная труба с глушителем была выведена из корпуса наружу и размещалась вдоль правого борта. С левой стороны от двигателя были установлены масляный и топливный баки.

Подвеска танка была разработана в 1933 году майором (в дальнейшем генералом) Томио Хара и получила его имя. Данная подвеска была прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая использовалась на предшественнике — кавалерийском танке Тип 92. Опорные катки были сблокированы между собой по два на качающихся балансирах, а упругими элементами были горизонтальные спиральные пружины, которые заключались в трубы, крепившиеся к бортам корпуса танка. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к танковому корпусу. Рычаги шарнирно соединялись с тягами, следовавшими к пружинам. Подобная конструкция подвески применялась на большинстве серийных японских танков 1930-1940-х годов. Ходовая часть легкого танка «Xa-гo» состояла из 4-х сдвоенных обрезиненных опорных катков и двух обрезиненных поддерживающих роликов применительно к каждому борту. На танке использовалась мелкозвенчатая металлическая гусеница цевочного зацепления с открытым шарниром.

Командир танка Тип 95 осуществлял связь с водителем с помощью специальной переговорной трубы «танкофона». Средств внешней связи по причине недостатка места в танке не было, поэтому с командирской машины сигналы другим танкам передавались при помощи флажков. Танк Тип 95 «Ха-Го» был сравнительно прост в производстве и эксплуатации, чем и нравился японским танкистам. Однако простота конструкции иногда доходила до примитивности.

Легкие танки «Ха-Го» неплохо зарекомендовали себя в боях с китайской армией, но летом 1939 года им пришлось столкнуться с гораздо более сильным противником. Во время боев на Халхин-Голе японским танкистам пришлось столкнуться с советскими войсками. Бои продемонстрировали слабую бронезащиту японских танков и загруженность работой командира танка. Разнесенная установка пушки и пулемета сильно усложняла его работу в бою. Открытые смотровые щели часто были причиной ранений членов экипажей свинцовыми брызгами от пуль. Большой урон японским танкам наносили мощные советские 45-мм противотанковые и танковые пушки. БА-6, БА-10, танки БТ и Т-26 открывали огонь с максимальных дистанций, пользуясь своим преимуществом в вооружении. Опыт этих боев заставил японцев вернуться к вопросу модернизации танка «Ха-Го».

По своим характеристикам японский легкий танк «Ха-Го» больше всего походил на советский Т-26, но к 1939 году он уже считался танком, устаревшим практически по всем параметрам. Один из танков «Ха-Го» был захвачен советскими войсками, это был танк лейтенанта Ито из состава 4-го танкового полка. 3-й и 4-й танковые полки Квантунской армии участвовали 3 июля 1939 года в атаке, которая обернулась полным провалом. В этот день в боях японцы потеряли от 41 до 44 танков, 70 танкистов убитыми и 5 пропавшими без вести. Уже 5 июля танковые полки, участвовавшие в атаке, были отозваны к местам своей дислокации, а захваченный красноармейцами танк ближе к зиме был доставлен на полигон научно-исследовательского института бронетанковой техники для всестороненнего изучения.

Необходимо отметить, что легкий танк «Ха-Го» имел ряд интересных особенностей конструкции. Несмотря на тот факт, что японская танковая промышленность в годы Второй мировой войны все время находилась в роли отстающего, танк нельзя было назвать примитивным. Все его вооружение имело оптические прицелы, что в те годы практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах мира. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они были похожи на обыкновенные смотровые щели, изнутри часть из них была прикрыта стеклоблоками, что в те годы также можно было встретить далеко не на всех танках, отмечает Юрий Пашолок.

К плюсам танка можно было отнести его эргономику. Маленький внешне, внутри Тип 95 был неожиданно просторным для своих размеров. Особенно это касалось места командира танка, который одновременно был и заряжающим, и наводчиком орудия. Боеукладка внутри танка была расположена так, что до нее всегда можно было удобно дотянуться. С места мехвода обеспечивалась вполне неплохая обзорность. Изнутри танк был обшит асбестом, не только в моторном отделении, но и в отделении управления. Однако советские испытатели обращали внимание в первую очередь не на эргономику и удобство работы экипажа, а на конструктивные особенности легкого японского танка, который, по их мнению, был компоновочно близок Т-26.

Отдельный отчет испытатели сделали по силовой установке. Конструкция японского дизельного двигателя оказалась достаточно оригинальной, отмечает Юрий Пашолок. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Помимо этого, дизель был двухтактным, с воздушным охлаждением. Тип 95 «Ха-Го» стал первым в Японии серийным танком, оснащенным двухтактным дизельным двигателем. Довольно крупная по размерам силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность. Решение установить столь мощный двигатель на легкий танк обуславливалось тем, что изначально он разрабатывался для кавалерии.

Советские исследователи отмечали наличие на 7-тонном танке мощного дизеля воздушного охлаждения, что нужно расценивать как положительное во всех отношениях явление: улучшаются динамика, пожарная безопасность, радиус действия, экономика. В то же время по своим габаритам дизель был громоздким для данного легкого танка, что было заметно из его установки. По габаритам японский дизель не помещался вертикально в моторном отделении, поэтому для его установки была сделана специальная подмоторная рама и устанавливался двигатель в корпус с некоторым наклоном влево.

По приборам наблюдения указывалось, что благодаря наличию большого числа смотровых щелей обеспечивается хороший круговой обзор. С другой стороны, отсутствие защиты от свинцовых брызг при попадании в них пуль делает экипаж танка уязвимым. Тот факт, что на смотровых лючках щели могли прикрываться бронезаслонками, а у мехвода имелись стеклоблоки, похоже, был проигнорирован членами комиссии.

Проведенные в Кубинке испытания показали, что танк нельзя было отнести к современным образцам. Советские испытатели сравнили его с Т-18. Отметив, что Тип 95 находится на уровне танка Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у «Мицубиси» по удельному запасу мощности. Сравнение японца с Т-18, который был первенцем советской танковой промышленности, было не совсем корректным, так как Т-18 обладал массой недостатков, часть из которых являлась неустранимыми. Однако по уровню бронезащиты «Ха-Го» на тот момент был уже безнадежно устаревшим. Его броня не могла защитить экипаж и узлы танка даже от крупнокалиберных пулеметов. Выводы советских специалистов были неутешительными для детища японского танкостроения: «В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со слабым вооружением и бронированием и заниженной скоростью движения».

Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92. Бронирование «Ха-Го» было рассчитано лишь на защиту от пуль винтовочного калибра. Такая защита для танка разработки середины 1930-х годов была приемлемой, но на дворе на момент проведения испытаний стоял уже март 1940 года. В Советском Союзе на вооружение были приняты средний танк Т-34 и тяжелые танки КВ, велась разработка новых боевых машин, которые должны были прийти на смену Т-26. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уровень броневой защиты танка «Ха-Го» разочаровал советских испытателей.

Тактико-технические характеристики Тип 95 «Ха-Го»:
Габаритные размеры: длина — 4,38 м, ширина — 2,06 м, высота — 2,28 м.
Боевая масса — 7,4 тонны.
Бронирование — 12 мм (лоб корпуса, борта и башня).
Вооружение — 37-мм пушка и 2х6,5-мм пулемета.
Боекомплект — 75 выстрелов и 3300 патронов.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения.
Мощность двигателя — 120 л.с.
Максимальная скорость — 45 км/ч (по шоссе), 26 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 250 км (по шоссе).
Экипаж — 3 человека.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
Сортировать по:   новые | старые
wpDiscuz