Хрюберги и Герань-2
23 сентября воздушная тревога в Одессе сопровождалась мощными ударами по двум причалам, на которых находились военные катера. Сообщается, что нанесены они были иранскими беспилотными аппаратами Shahed-136, которые в российской классификации числятся как «Герань-2».
Жители Одессы опубликовали видео, на котором можно увидеть барражирующий боеприпас в небе. Он летит на небольшой высоте и издает сильное жужжание, однако после попадания по цели полностью ее уничтожает. Именно таким образом было ликвидировано два катера ВСУ.
Боевики местной самообороны обстреляли иранские БПЛА из автоматов и пулеметов, но сделать им ничего не смогли. Зато падающие с неба пули убили двух местных жителей.
Напомним, что ранее дроны-камикадзе «Герань-2» нанесли удары по буксиру в Очакове, а также по военным объектам ВСУ в Кривом Роге и Харьковской области. СМИ сообщают, что барражирующие боеприпасы устроили американской технике, поставляемой на Украину, настоящий ад.
БПЛА Shahed-136 были созданы в качестве дешевой альтернативы крылатым ракетам. Они приводятся в действие 4-цилиндровым двухтактным двигателем MD-550 и имеют дальность полета до 2000-2500 километров, либо могут разменивать эту дальность на время нахождения в воздухе, наблюдая за целью и выбирая момент атаки.
При кажущейся простоте эти дроны являются сложной целью для ПВО, так как их конструкция выполнена из радиопрозрачного материала, имеющего сотовую структуру, летают они на низкой высоте и со скоростью, аналогичной скорости крупных птиц. Большинство украинских радаров ПВО их тупо не видят, а те, кто видят — не в состоянии отличить Shahed-136 от крупной чайки, гуся или даже вороны.
Как видите, аппараты создают хрюбергам серьезные проблемы. И на самом деле практически ничего они не сбивают — их хрен собьешь. Использование против них ПЗРК бессмысленно — там нет достаточно горячих деталей, чтобы на них могла навестись тепловая ГСН ракет ПЗРК. А ПЗРК с дистанционным наведением вроде Блоупайпа давно сдохли и списаны. Казалось бы — можно было бы сбить из Шилки, но нет — радар Шилки их не захватывает, а наводить Шилку вручную через оптический прицел на сравнительно быстро движущуюся цель то еще развлечение.
Говорят, одну из Гераней хохлы сбили из Бука, воспользовавшись резервным телевизионным прицелом. Это вполне реалистично, но вы сами прикиньте цену ракеты Бука — и цену этой вот штуки. Кроме того, чтобы это получилось, нужно удачное сочетание множества достаточно маловероятных условий.
Сбивать же эти штуки, стреляя «на глаз» из автоматов и пулеметов — занятие крайне малоуспешное. Советским солдатам во время WW2 такое удавалось только тогда, когда вражеский самолет пикировал на них — при этом проекция самолета практически не движется относительно линии стрельбы, меняется лишь дистанция до цели, так что при массовой стрельбе шансы попасть есть. Но когда Герань-2 пикирует на тебя — самое лучшее, что можно сделать, это быстро спрятаться в окоп. Потому что взрыв около 30 кг взрывчатки в БЧ этой штуки — это не шутки. Для понимания, в 152-мм осколочно-фугасном снаряде масса взрывчатки — всего около 5-6 кг.
Вот это — двигатель MD550 иранского производства, используемый на Shahed-136 и множестве других иранских дронов среднего класса:
Это копия китайского мотора Лимбах L550. Конструкция довольно очевидная — взяты цилиндры и поршни от 125-кубового двухтактного мотора с мотоцикла, и скомпонованы в 4-цилиндровый оппозит на общем картере. Получившийся мотор имеет мощность 50 лошадиных сил при массе всего 16 кг, при этом двухтактный 4-цилиндровый оппозит конструктивно имеет идеальный баланс, то есть создает при работе минимум вибраций, и обеспечивает хорошую равномерность крутящего момента (что очень важно для привода воздушного винта).
Мотор использует схему питания с 4 карбюраторами диафрагменного типа (беспоплавковые карбюраторы постоянного разряжения), отдельный карбюратор на каждый цилиндр. Выбор диафрагменных карбюраторов вызван тем, что они автоматически подстраиваются под давление воздуха на разных высотах полета. Система зажигания с двумя двухискровыми магнето, работающими от магнитов, залитых в маховик мотора, очень надежна.
Китайскую версию этого мотора можно без проблем купить на Али Экспресс примерно за 99.000 рублей. Это очень недорого, прямо скажем.
Кстати, то, что все принимают за головки цилиндров — это не головки, а дополнительные радиаторы охлаждения. Цилиндры там глухие, что хорошо видно на фото с мотором. Такую конструкцию имел, например, цилиндр советского веломотора Д-4, это совсем не новость в конструкции двухтактных моторов:
А вот дополнительные радиаторы — решение интересное.