Европейские программы по боевым бронированным машинам

В Европе реализуется несколько интересных программ, в рамках которых разрабатываются боевые бронированные машины нового поколения. Принятие на вооружение европейских армий некоторых моделей идет уже полным ходом.

Для немецкой армии 2016 год станет примечательным, поскольку ее первый мотопехотный батальон Panzergrenadierbataillon (PzGrenBtl) 33 пересядет с 45-летней боевой машины пехоты Marder на новую машину Puma, которую производитель описывает как «самую мощную БМП в мире».

В июне 2015 года совестное предприятие PSM (Projekt System Management) официально поставило первые серийные машины Puma 92-му учебному мотопехотному батальону, дислоцированному в Бронетанковом учебном центре в Мюнстере, что позволило начать курсы обучения инструкторов в рамках процесса подготовки к получению новой техники.

В январе 2016 года командиры, стрелки-наводчики и водители БМП Marder из 33-го батальона первыми начали проходить курсы по переходу на новую технику. Студенты были в восторге от возможностей новой БМП. «У нас теперь есть полностью стабилизированный комплекс вооружения, который, вне всякого сомнения, разительно отличается от системы вооружения Marder, ведь для ведения стрельбы машина должна была останавливаться, – рассказывает один из студентов. – То есть мы можем сейчас воевать в одном строю с основным боевым танком (ОБТ) Leopard».

Полный этап перехода для каждой роты продлится три месяца, начиная от индивидуальной подготовки и кончая коллективным обучением на уровне роты, а по завершении этапа каждое подразделение вернется в расположение своей части с новыми машинами Puma, которые оно будет эксплуатировать. Каждый батальон получит по 32 БМП Puma. Они поступят на вооружение штаба батальона (две машины), двух мотопехотных рот (по 14 машин) и штаба третьей стрелковой роты (две машины). Перед оперативным развертыванием третья рота может быть обеспечена полным комплектом машин Puma.

Осенью 2016 года 112-й мотопехотный батальон начнет курс подготовки на машинах Puma, который закончится в 2017 году, когда его сменит 92-й мотопехотный батальон. В конечном счете, на вооружение новую машину примут восемь мотопехотных батальонов, хотя в армии предполагают, что этот процесс продлится 8-10 лет, прежде чем все подразделения восстановят полную боеготовность. Четыре батальона с машинами Marder буду находиться в готовности пока не завершится этап перехода на новую технику.

Совместное предприятие PSM, учрежденное на равных компаниями Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall Defence, получило контракт в 2004 году на проектирование и разработку замены гусеничной машине Marder 1 производства Rheinmetall Landsysteme. Эта БМП была принята на вооружение еще в 1971 году, а в июле 2009 года был выдан последний контракт на серийное производство небольшой партии.

Первоначальная потребность была определена в 405 машин Puma, но в июне 2012 министерство обороны сократило это количество до 342 БМП плюс восемь машин для обучения водителей, что стало следствием сокращения численности немецкой армии. Последнюю машину намечено поставить в 2020 году. Представители компании PSM отмечают, что машина Puma предназначена для «защиты и успешного ведения боевых действий» в асимметричных конфликтах, а также конфликтах высокой интенсивности.

Кошка с характером

Экипаж Puma составляет три человека – командир, стрелок и водитель, в десантном же отделении размещается 6 человек. Установка дистанционно управляемой башни позволила разместить всех членов экипажа в корпусе. Башня вооружена 30-мм пушкой с селективным питанием Mauser MK30-2/ABM (Air Burst Munition – боеприпасы воздушного подрыва), которая стреляет бронебойными подкалиберными снарядами и бронебойными с дистанционным взрывателем.

Возимый в машине боекомплект включает 200 готовых 30-мм выстрелов плюс 200 в укладке для основной пушки, 1000 5,56-мм патронов плюс 1000 в укладке для спаренного пулемета Heckler & Koch (H&K) MG4. Армия намеревается заменить MG4 новым 7,62-мм пулеметом H&K MG5A1, который позволяет стрелку выбирать скорострельность 600, 700 или 800 выстрелов в минуту.

Начиная с 2018 года, на левом борту башни Puma будет устанавливаться также сдвоенная пусковая установка EuroSpike MELLS с ПТУР Rafael Spike LR, что позволит поражать танки на дистанциях до 4 км.

Puma весит 31,45 тонны в базовой конфигурации, имеющей обозначение Protection Class A, что позволяет перевозить машину тяжелым транспортным самолетом Airbus A400M, в настоящее время поступающим на вооружение ВВС Германии. Комплект Protection Class C, легко устанавливаемый силами экипажа Puma, добавляет 9 тонн к массе машины и состоит из дополнительного бронирования башни, бронепластин для большей части крыши и бортовых панелей, закрывающих большую часть бортов. Этот комплект представляет собой комбинацию композиционной брони и блоков динамической защиты.

С целью повышения живучести в случае подрыва на мине или самодельном взрывном устройстве (СВУ) три члена экипажа размещаются на сиденьях Suspended Dynamic Seat компании Autoflug, тогда как десант сидит на подвешенных сиденьях Side Protection Seat этой же компании. Еще больше повышается уровень живучести Puma в случае установки комплекса оптико-электронного подавления MUltifunctional Self-protection System (MUSS) от Airbus Defence & Space.

Компания Airbus DS Optronics поставляет панорамный прицел PERI-RTW 360° и прицельную систему WAO EO; в состав каждой системы входит тепловизор Attica, лазерный дальномер и дневная ПЗС-камера. Puma – это первая немецкая боевая машина, с самого начала создававшаяся с учетом интеграции с системой будущего солдата Rheinmetall IdZ-ES, в которую будет экипирован каждый солдат десантного отделения.

Поскольку армии необходим опыт эксплуатации машины Puma, то вполне возможно принятие решения о дополнительных вариантах, которые поступят на вооружение мотопехотных батальонов. Представитель компании PSM признает, что экспортный потенциал машины может повыситься, если расширится семейство машин, включая БТР, разведывательный командирский, эвакуационный, санитарный и машину огневой поддержки с орудием более крупного калибра.

В паре

В немецкой армии Puma будет работать в паре с многоцелевым бронетранспортером Boxer 8×8, который изготавливает компания ARTEC (Armoured Technology), также совместное предприятие Rheinmetall (64%) и KMW (36%). Изначально в 1998 году проект начинали три страны, но в 1999 году Франция вышла из него с целью реализации собственного проекта по колесной БМП, а в июле 2003 года вышла и Великобритания, поскольку на тот момент британская армия хотела иметь машину достаточно легкую для транспортировки самолетом C-130 Hercules.

В 2001 году Нидерланды присоединились к проекту и спустя три года подписали контракт с Германией на 472 машины в девяти разных вариантах.

Концепция проекта заключается в том, что различные функциональные модули устанавливаются на общее шасси Boxer Drive Module, состоящее из ходовой части, силовой установки и рабочего места водителя. Платформа в колесной конфигурации 8×8 имеет массу 33 тонны, она крупнее большинства современных машин и поэтому была выбрана компанией ARTEC, поскольку имеет повышенную мобильность по сравнению с конфигурацией 6×6, грузоподъемность 8 тонн и внутренний объем 14 м3.

В компании ARTEC заявляют, что Boxer имеет высочайший уровень защиты по сравнению с любой машиной в своем классе. Круговая защита от огня крупнокалиберных пулеметов, среднекалиберных пушек, бомб малого калибра и снарядных осколков соответствует Уровню 4 STANAG 4569, повышающемуся до Уровня 5 по лобовой дуге; также высок уровень защиты (Level 4a) от мин и СВУ. С целью удовлетворения требований заказчика могут устанавливаться дополнительные пассивные и динамические комплексы защиты.

Немецкий вариант БТР имеет экипаж три человека – водитель, командир и стрелок, восемь десантников сидят лицом друг к другу на подвешенных энергопоглощающих сиденьях. Большая часть немецких машин оборудована дистанционно управляемым боевым модулем (ДУБМ) KMW FLW-200, тогда как голландские машины Boxer оборудованы ДУБМ Kongsberg Protector M151. Оба модуля могут принять 7.62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет или 40-мм автоматический гранатомет.

Наряду с десятью машинами для обучения вождению начальный заказ на 272 Boxer включает 135 БТР, 65 пунктов управления и 72 санитарных. С середины 2011 года и до конца боевой миссии в 2014 году армия развернула в Афганистане 38 БТР Boxer, пунктов управления и санитарных машин.

Последующий контракт

18 декабря 2015 года Берлин выдал контракт стоимостью 476 миллионов евро на еще 131 машину Boxer со сроком поставки в 2016-2020 годы. Все новые машины будут в конфигурации БТР и по данным армии, эти поставки удовлетворят потребности пехоты в Boxer, хотя армия в целом имеет потребность в 600 платформах. Компания KMW изготовит 95 дополнительных машин Boxer, а Rheinmetall оставшиеся 36 штук.

Признавая, что силам быстрого реагирования необходимо иметь высокий уровень мобильности на театре военных действий, немецкая армия рассматривает для этих задач бронемашины Boxer, на часть из которых будет установлена башня RCT-30 от БМП Puma.

Голландская армия заказала 200 машин Boxer в пяти вариантах: 92 инженерных и тылового обеспечения GNPR (Geniegroep); 52 санитарных; 36 командно-штабных; 12 грузовых транспортеров; и восемь машин обучения вождению. Эти машины, а также санитарный и командирский варианты уже поставлены или поставляются. В марте 2016 года был передан первый грузовой вариант, под защитой брони он может перевозить до 2,5 тонн различного снаряжения и запасов. Поставки голландской армии по графику продлятся до 2018 года.

11 декабря 2015 года литовским министерство обороны объявлено о том, что после оценки предложений десяти заявителей оно выбрало машину Boxer для литовской программы по боевой машине пехоты. По последним данным литовского министерства обороны, будет закуплено, по меньшей мере, 88 машин, серийное производство которых начнется в 2017 году. Первоначально в 2015 году министерством обороны Литвы был выбран вариант Boxer с необитаемой башней KMW RCT-30 с 30-мм автоматической пушкой Rheinmetall MK 30-2/ABM (эта башня устанавливается на новые немецкие БМП Puma) и пусковыми установками израильского ПТРК Spike. Но в начале 2016 года литовцы сочли этот вариант слишком дорогостоящим, и запросили установку на Boxer боевого модуля Samson Mk 2 от израильской компании Rafael также с 30-мм автоматической пушкой ATK Orbital Bushmaster Mk 44 и пусковой установкой ПТРК Spike. Подписание контракта может состояться уже в июле 2016 года.

Литовский контракт в случае подписания увеличит количество проданных Boxer до 691 машины. Для проекта Land 400 Phase 2 австралийской армии, предусматривающего закупку 225 боевых разведывательных машин, компания Rheinmetall также предлагает платформу Boxer, оборудованную двухместной башней Lance с 30-мм пушкой.

От гусеницы до колеса

В марте 2015 года французская армия получила свои последние 630 БМП VBCI (Vеhicule Blindе de Combat d’Infanterie), разработанные компанией Nexter на замену гусеничным AMX-10P после того, как Париж покинул проект «Boxer». Армия сразу оговорила конфигурацию 8×8 с тем, чтобы новая машина могла бы действовать в одних боевых порядках с танками Leclerc. Французская армия получила 520 БМП VCI с одноместной башней Dragar с 25-мм пушкой и 110 командирских машин VCP с ДУБМ. На алюминиевый корпус с целью повышения уровня защиты устанавливается модульный комплект из броневой стали и титана.

С 2012 года весь парк бронемашин VBCI проходит модернизацию с целью работы с цифровой экипировкой солдата FELIN V1. Машины в настоящее время модернизируются до нового стандарта, при этом масса увеличится до 32 тонн, а полезная грузоподъемность на 3 тонны. VBCI, состоящая на вооружении 8 пехотных полков, прошла хорошую проверку в реальных условиях Афганистана, Центральноафриканской республики, Ливана и Мали.

В сентябре 2015 года на выставке DSEI компания Nexter представила новый вариант VBCI-2, разработанный ею в инициативном порядке. Новый цельносварной корпус из броневого алюминия с приподнятой крышей позволил увеличить внутренний объем. Общая масса машины составила примерно 32 тонны, включая 13 тонн полезной нагрузки.

На машине VBCI-2 была установлена двухместная башня Nexter T40 со стабилизированной системой вооружения с 40-мм телескопическими боеприпасами CTAS (Cased Telescoped Armament System) компании CTAI, а также ДУБМ Kongsberg. По бортам башни могут устанавливаться пусковые установки ракет Javelin производства Raytheon/Lockheed Martin или перспективных ракет MMP (Missile Moyenne Porte) от компании MBDA. В варианте с этой башней машина VBCI-2 имеет экипаж три человека, в кормовом отделении 8 пехотинцев размещаются на взрывопоглощающих сиденьях. По желанию заказчика могут устанавливаться другие башни.

Комплект модульного бронирования VBCI-2 обеспечивает повышенный уровень живучести, в том числе баллистическую защиту до Уровня 5 в соответствии с STANAG 4569 и противоминную/СВУ защиту до Уровня 4a/b. Установлена система видеокамер, машина может оборудоваться комплексом активной защиты. Более мощный двигатель Volvo, более мощная подвеска и колеса большего диаметра существенно повышают ходовые качества новой машины.

Компания Nexter предлагает полное семейство VBCI-2, включая БТР, машину огневой поддержки с вооружением калибра 105 мм, минометную установку, противотанковый комплекс, командирскую машину и санитарный вариант.

Цифровые дебютанты

5 декабря 2014 года французский министр обороны Жан-Ив Ледриан объявил о том, что консорциуму, в который вошли компании Nexter, Renault Trucks Defense и Thales Communications & Security, будет выдан контракт на разработку и производство многоцелевой бронированной машины VBMR (Vеhicule Blindе Multi-Rоles) 6×6 и бронированной разведывательной машины EBRC (Engin Blindе de Reconnaissance et de Combat) 6×6. Эти две платформы будут созданы в рамках цифрового проекта французской армии Scorpion.

Консорциум построит 1722 машины Griffon (VBMR) для замены армейских бронетранспортеров Renault VAB (Vеhicule de l’avant blindе) 4×4, которые состоят на вооружении французской армии с 1972 года в 40 вариантах. Первые машины Griffon могут быть поставлены в 2018 году, а по планам последняя 780 машина будет поставлена к 2025 году.

Стандартный вариант массой 24,5 тонны будет бронетранспортером, способным перевозить экипаж три человека и восемь человек десанта. Другие варианты включают санитарный, командно-штабной и артиллерийских наблюдателей. На машину Griffon будет установлен ДУБМ, вооруженный 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом или 40-мм гранатометом. Модульный комплект бронирования обеспечит защиту в соответствии с Уровнем 4 стандарта STANAG 4569.

В соответствии с текущими планами армия получит 248 машин Jaguar 6×6 (EBRC) с целью замены 256 105-мм самоходных артиллерийских установок AMX-10RC 6×6 и 110 бронеавтомобилей 6×6 с 90-мм пушкой ERC 90 Sagaie производства Panhard, а также противотанкового комплекса VAB HOT; первые машины по графику должны быть поставлены в 2019 году.

На бронемашину Jaguar будет установлена двухместная башня, вооруженная 40-мм пушкой CTAS, 7,62-мм пулеметом и пусковыми установками ПТУР MMP с дальностью действия 4000 метров, разработка которых ведется в настоящее время. Защиту Jaguar будут обеспечивать бронирование, соответствующее Уровню 4 STANAG 4569, система предупреждения о лазерном облучении, система обнаружения пуска ракет и система радиолокационного и инфракрасного глушения.

Рыба без воды

Компания General Dynamics European Land Systems–Mowag (GDELS-Mowag) начала производство машины Piranha 5 8×8 после получения контракта от Дании стоимостью 4,5 миллиарда датских крон на 309 машин; это число может увеличиться до 450 машин при выполнении всех опционов.

Piranha 5 была выбрана на замену гусеничным БТР M113 датской армии, где она будет действовать в одних боевых порядках с 45 гусеничными БМП CV9035 MkIII производства BAE Systems Hаgglunds, купленными в 2005 году, и 113 колесными Piranha III, приобретенными тремя партиями в 2000, 2003 и 2004 годы.

Выбор Piranha последовал после расширенных испытаний трех гусеничных машин – CV90 Armadillo от BAE Systems Hаgglunds, PMMC G5 от FFG и ASCOD 2 от GDELS-Santa Bаrbara Sistemas, – и двух колесных машин – VBCI 8×8 и Piranha 5.

Представитель компании GDELS-Mowag уверен, что Piranha 5 повторит успех машин Piranha предыдущих поколений и её модификации LAV производства General Dynamics Land Systems (GDLS) – Canada. С 1972 года было изготовлено более 11500 машин серии Piranha/LAV и с каждым новым поколением они становились все более эффективными.

У новой машины Piranha 5 по сравнению с предыдущим вариантом повышены мобильность, защита и полезная грузоподъемность. При базовой массе 18 тонн типичная машина Piranha 5 в варианте БМП будет иметь общую массу 30 тонн, при этом ее конструкция позволяет дальнейшее повышение массы до 33 тонн. Экипаж Piranha 5 в варианте БТР состоит из водителя, командира и стрелка, в десантном отделении могут разместиться до 10 пехотинцев. Компания GDELS-Mowag будет продвигать Piranha 5 наряду с 22-тонной Piranha 3 и 27-тонной Piranha 3+.

Варианты вооружения

Компания продемонстрировала Piranha 5 с различными башнями, начиная с необитаемой башни Kongsberg MCRWS, вооруженной 30-мм пушкой MK44 Bushmaster от Orbital ATK с 7,62-мм спаренным пулеметом и ДУБМ Protector с 12,7-мм пулеметом на крыше башни. Piranha 5, оборудованная двухместной башней Lance от Rheinmetall, была предложена для проекта канадской армии по машине ближнего боя еще до того, как он был закрыт.

На машину также устанавливалась новейшая дистанционно управляемая башня Rafael Samson Mk II с пушкой MK44 Bushmaster. На выставке IDEX 2015 компания представила вариант Desert Piranha 5, оборудованный двухместной башней CMI Defence Cockerill серии 3000, которая может принять различное вооружение, начиная от 25-мм пушки и кончая 105-мм нарезной танковой пушкой.

Базовый цельносварной корпус Piranha 5 изготовлен из броневой стали, на него крепится модульный комплект, адаптируемый под конкретного заказчика. Заказчики могут определить другие вариант систем защиты, например легкую систему защиты от кумулятивных снарядов RUAG Defence SidePRO-LASSO (Light Armour System against Shaped Ordnance). Установлено новое внутреннее противоминное днище, а все находящиеся в машине размещаются на взрывопоглощающих сиденьях. Компания GDELS-Mowag показала машину Piranha 5, оборудованную комплексом активной защиты Saab LEDS-150.

Дания будет иметь на вооружении шесть вариантов машины Piranha: бронетранспортер пехоты, командно-штабная машина, инженерная машина, санитарная и ремонтная машина. В заявлении армии отмечается, что колеса большего диаметра, большой дорожный просвет и четвертый управляемый мост позволяют машине Piranha V двигаться быстрее на всех типах местности (как правило, на 15-25%) по сравнению с гусеничными БТР M113, которые она заменит.

В заявлении также сделан акцент на том, что «Piranha IIIC – это аналоговая машина, тогда как Piranha 5 с самого начала создавалась как цифровая платформа. Это гарантирует хорошие возможности автоматического конфигурирования всех новых цифровых систем, которые появятся на рынке в будущем».

Датская армия получит первые машины в 2018 году, что позволит начать обучение, а в следующем году начнется их развертывание в действующих частях. Все машины должны быть поставлены по графику к 2023 году.

Имея цель начать программу расширенных испытаний, Испания заказала четыре варианта машины Piranha 5 8×8 с поставкой, запланированной на конец 2017 года. Испанская армия хочет получить 300-400 колесных боевых машин VCR (Vehiculo de Combate sobre Ruedas) с целью замены своих БМП BMR-600 6×6. Испанские машины Piranha 5 будут изготавливаться на местном заводе компании GDELS-Santa Bаrbara Sistemas.

Достижения Ajax

Испанская компания в настоящее время также работает над гусеничной разведывательной машиной Ajax. Это единственная новая бронированная машина, разработка которой в настоящее время ведется для британской армии. По итогам конкурсной оценки в июле 2010 года компания GDLS-UK получила контракт стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов от британского министерства обороны на разработку семи опытных образцов машины Scout Specialist Vehicle, представляющей собой доработанный вариант БМП ASCOD. Семь опытных машин включают общую базовую платформу Common Base Platform (CBP), три разведывательных машин Ajax и по одному варианту ремонтному Apollo, эвакуационному Atlas и поддержки разведки Ares.

В сентябре 2014 года компания GDLS-UK получила контракт стоимостью 3,5 миллиарда фунтов на поставку 589 машин в период с 2017 по 2026 год. Проектом предусматривается установка 40-мм пушки CTAS. В апреле 2016 года компания успешно завершила стрельбовые испытания машины Ajax в рамках подготовки к официальной программе испытаний, намеченной на конец этого года.

Согласно стратегическому обзору, выпущенному британским правительством в ноябре 2015 года, британская армия пройдет так называемую трансформацию, согласно которой будут сформированы две средних штурмовых бригады, по два мотопехотных батальона в каждой, которые получат на вооружение новые колесные машины MIV (Mechanised Infantry Vehicle). Ожидается, что будут предложены кандидатуры европейских платформ: Nexter VBCI, ARTEC Boxer и Armoured Modular Vehicle финской компании Patria.

В компании GDLS заявляют, что она предложит машины Stryker 8×8 и Canadian LAV III (в новейшей конфигурации LAV 6.0), обе с двойными V-образными корпусами. Это станет третьей попыткой британской армии принять на вооружение БТР в конфигурации 8×8 за последние 15 лет, и отчаявшееся армейское командование надеется, что проект MIV наконец-то станет успешным.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz