Самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.251/22 (Германия)
В конце Второй мировой войны в Европе нацистская Германия была вынуждена бороться с многочисленными проблемами. Особое место в ряду всех имевшихся трудностей занимала нехватка военной техники различных классов и типов, необходимой войскам. Эта проблема привела к появлению массы проектов «эрзацев», при помощи которых планировалось сократить дефицит необходимых машин. В частности, одной из последних попыток сократить стоимость и сложность выпуска самоходных артиллерийских установок при сохранении приемлемой огневой мощи стал проект Sd.Kfz.251/22.
В конце 1944 года была предпринята очередная попытка создать требуемую технику для подразделений самоходной артиллерии на основе имевшихся в наличии машин и вооружений. Подобный подход к разработке бронетехники, уже неоднократно опробованный в предыдущих проектах, позволял максимально сократить время создания новых образцов, а также упростить их выпуск. В условиях имевшихся острых проблем во всех направлениях использование иных подходов было бы неразумным. Новый проект артиллерийской самоходки следовало основывать на готовых разработках.
В очередной раз основой для специализированной бронемашины должен был стать средний полугусеничный бронетранспортер Sonderkraftfahrzeug 251. Эта боевая машина производилась серийно с конца тридцатых годов и была хорошо освоена войсками. На ее базе уже выпускалось значительное число техники различного назначения, в том числе и САУ с вооружением разных типов. Теперь БТР Sd.Kfz.251 должен был стать носителем противотанковой пушки 7,5 cm PaK 40. Такое оружие все еще имело достаточно высокие характеристики и могло поражать бронемашины противника.
В соответствии с немецкой системой обозначений, новый проект получил название mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK 40 – «Средняя бронемашина с 75-мм пушкой PaK 40». Будучи модификацией существующего бронетранспортера, самоходка получила обозначение Sd.Kfz.251/22. Также использовалось заводское обозначение Gerät 922.
В качестве базы для новой САУ теоретически могли использоваться бронетранспортеры Sd.Kfz.251 любых модификаций. Тем не менее, к моменту принятия решения о выпуске такой техники старые версии БТР были сняты с производства, а промышленность перешла к строительству машин версии Ausf.D. Как следствие, все серийные самоходки Sd.Kfz.251/22 строились на базе более новых бронетранспортеров. Сведения о подобном применении машин ранних версий до «C» включительно отсутствуют.
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D производился серийно с середины 1943 года. От своих предшественников он отличался упрощенной конструкцией корпуса, состоящего из меньшего количества деталей. При этом некоторые лобовые детали незначительно увеличили свою толщину. Несмотря на переработку корпуса, компоновка машины и состав различных агрегатов оставалась прежней. В переднем моторном отсеке небольших размеров помещались двигатель и агрегаты трансмиссии. Позади моторного отделения находился крупный отсек для размещения экипажа и десанта.
От пуль и осколков лобовая проекция машины защищалась броневыми листами толщиной до 15 мм. Использовался шестиугольный лобовой лист, сзади которого помещалась наклонная крыша с бортовыми частями, расположенными под углом к вертикали. Обитаемый отсек имел наклонный лобовой лист небольшой высоты со смотровыми лючками. Борта состояли из нескольких частей и получали наклонный верхний лист. Толщина бортов и кормы составляла 8 мм. Отличительной чертой проекта Sd.Kfz.251 Ausf.D была кормовая часть, выполненная из одного наклонного листа.
Для установки нового вооружения, подразумеваемого проектом mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK 40, пришлось предусмотреть некоторые доработки бронекорпуса. Так, на месте десантного отделения, превращаемого в боевое, предлагалось монтировать системы для установки орудия. Кроме того, пришлось проделать крупный вырез в передней узкой крыше корпуса. Подобный вырез был необходим в связи с габаритами орудия и предназначался для размещения противооткатных устройств.
Под капотом полугусеничной самоходки должен был оставаться карбюраторный двигатель Maybach HL 42TUKRM мощностью 99 л.с. Двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе коробки передач с четырьмя скоростями переднего хода и двумя заднего. Для движения по шоссе и пересеченной местности коробка имела два разных режима с отличающимися передаточными числами. При помощи трансмиссии двигатель соединялся с передними ведущими колесами гусениц.
Использовалась полугусеничная ходовая часть, состоявшая из одного колесного моста и гусеничного движителя. Управляемые колеса устанавливались с применением рессорной подвески. Гусеничная ходовая часть имела по шесть опорных катков шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в задней. Полугусеничный бронетранспортер имел оригинальную систему управления поворотом. На малые углы машина должна была поворачивать при помощи управляемых колес, на большие – используя колеса и перераспределения мощности на гусеницы.
В центральной части боевого отделения корпуса новым проектом предлагалось устанавливать тумбу для монтажа требуемого орудия. На ней предусматривались средства для установки лафета существующей конструкции, а также элементы приводов наведения. Для упрощения производства было решено использовать вместе с пушкой ряд агрегатов ее базового буксируемого лафета. Таким способом планировалось не только упростить производство, но и решить некоторые другие конструкторские задачи, связанные с компоновкой боевого отделения и дополнительной защитой экипажа.
Изначально противотанковая пушка 7,5 cm PaK 40 выпускалась в буксируемом варианте на лафете с колесным ходом. Орудие с противооткатными устройствами и двойным броневым щитом устанавливалось на платформе с колесным ходом, оснащенной станинами и дополнительным щитком. Для установки на самоходное шасси предлагалось удалять колесный лафет со станинами, а остальные детали должны были монтироваться на тумбе внутри корпуса. При этом ствол орудия оказывался над лобовым листом корпуса, а броневой щит выступал над машиной, обеспечивая дополнительную защиту расчета.
Интересно, что использованная в проекте система монтажа орудия разрабатывалась не с нуля. Немного ранее подобная пушечная установка была использована в проекте колесной бронемашины Sd.Kfz.234/4. На имевшемся шасси монтировалась новая броневая рубка с серийным орудием PaK 40, для установки которого предлагались некоторые новые агрегаты. После некоторой доработки подобные агрегаты могли использоваться и на полугусеничном шасси.
75-мм противотанковая пушка PaK 40 имела ствол длиной 46 калибров и могла использовать унитарные выстрелы со снарядами различных типов. В зависимости от типа применяемого боеприпаса пушка разгоняла снаряд до скорости 930 м/с и могла пробивать до 150 мм гомогенной брони с дистанции 500 м. При дистанции 1 км поражалась броня толщиной до 97 мм. Тренированный расчет мог вести огонь с темпом до 14 выстрелов в минуту.
Монтаж орудия на новую установку самоходного шасси привел к изменению некоторых характеристик. Прежде всего, изменились углы наведения. Из-за ограничений, накладываемых взаимодействием деталей пушки и корпуса, имелась возможность горизонтальной наводки на 20° влево от нейтрального положения и на 18° вправо. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -3° до +22°. Прочие параметры орудия остались на прежнем уровне, поскольку было решено отказаться от изменений каких-либо деталей, не связанных с монтажом системы на шасси.
В кормовой части боевого отделения помещались укладки для боеприпасов. В распоряжении артиллерийского расчета имелось 22 унитарных снаряда. Для более продолжительной стрельбы самоходка нуждалась в помощи подвозчиков боеприпасов.
Проектом Sd.Kfz.251/22 предусматривалось использование дополнительного вооружения для самообороны в виде одного пулемета MG 34 или MG 42. В зависимости от имеющейся ситуации, экипаж мог использовать пулемет вместе со штатной кормовой установкой либо в качестве ручного.
Экипаж самоходки состоял всего из четырех человек. На своем штатном месте в передней части обитаемого отсека должен был находиться механик-водитель. Трое других членов экипажа размещались в боевом отделении. Командир, наводчик и заряжающий должны были наблюдать за обстановкой, находить цели и вести огонь. Состав средств наблюдения, доступных экипажу, соответствовал конструкции базового БТР: места водителя и командира в передней части машины оснащались смотровыми люками. Прочие рабочие места не имели такого оснащения, поскольку экипажу предлагалось наблюдать за обстановкой «через борт». Для посадки в машину предлагалось использовать стандартную кормовую дверь корпуса.
Габариты перспективной САУ, за исключением высоты, соответствовали параметрам базового БТР поздней модификации. При этом общая высота машины увеличилась примерно до 2,2 м, также значительно выросла боевая масса. Подвижность самоходки должна была ухудшиться в сравнении с базовым бронетранспортером. Скорость движения по шоссе не могла превышать 50 км/ч, запас хода – 290-300 км.
Разработка проекта mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK 40 или Sd.Kfz.251/22 завершилась в конце осени 1944 года, после чего началось строительство опытной машины. Первый прототип полугусеничной САУ представили в самом начале декабря. Вскоре машину испытали, после чего было принято решение о развертывании серийного производства. По имеющимся данным, уже на стадии проверок были выявлены некоторые проблемы конструкции, однако, несмотря на них, командование велело запустить серию.
Согласно планам конца 1944 года, новые самоходные артиллерийские установки должны были поставляться танковым дивизиям обр. 1945 г. Предполагалось, что каждое такое соединение получит по несколько десятков машин нового типа. Девять самоходок предназначались для противотанкового дивизиона дивизии, еще три следовало передавать разведывательному дивизиону. Каждое танковое подразделение дивизии должно было иметь по шесть Sd.Kfz.251/22 для осуществления огневой поддержки.
Производство новых самоходок с 75-мм пушками велось с использованием готовой техники. Основой для большей части таких машин стали бронетранспортеры Sd.Kfz.251 Ausf.D, возвращенные в тыл для проведения ремонта. С этой техники снимали более не нужные агрегаты, вместо которых внутри корпуса помещалось новое вооружение. После ремонта и модернизации бронемашины возвращались армии и распределялись между различными частями в соответствии с имеющимся планом. Производство техники продолжалось в течение нескольких месяцев, после чего ухудшение обстановки на фронтах заставило промышленность отказаться от выпуска таких полугусеничных САУ. За все время было построено не более сотни машин. По другим данным, количество серийной техники достигло 250 единиц.
Испытывая острую нехватку необходимой техники, немецкие войска были вынуждены активно использовать новые самоходки. В ходе их эксплуатации были подтверждены проблемы, выявленные еще на стадии испытаний. Обладая приемлемой огневой мощью, позволявшей бороться с некоторыми образцами бронетехники Союзников, Sd.Kfz.251/22 не отличались хорошим бронированием. Кроме того, пушка 7,5 cm PaK 40 оказалась слишком тяжелой для полугусеничного шасси, а ее отдача была неприемлемо мощной. В результате этого проходимость по пересеченной местности ухудшилась в сравнении с базовым БТР, а кроме того, увеличился износ техники. Все это затрудняло переброску машин по бездорожью, а также иногда приводило к поломкам ходовой части.
Подобное неоднозначное сочетание технических и эксплуатационных характеристик приводило к тому, что часть бронемашин выходила из строя вследствие поражения огнем противника, а иные самоходки ломались сами. Не имея возможности провести ремонт, экипаж был вынужден бросать свою технику и уходить. Определенное количество САУ стало трофеями противника. К примеру, известно, что несколько таких машин, использовавшихся на территории Югославии, сменило хозяев и после этого применялось уже против немецких войск.
Несмотря на потери, наблюдавшиеся до самого конца войны, к лету 1945 года некоторое количество САУ mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK 40 все еще могло использоваться войсками. Большая часть пригодных к эксплуатации бронемашин принадлежала югославской армии. Испытывая определенные трудности, она продолжала эксплуатацию трофеев в течение длительного времени. Последние Sd.Kfz.251/22 вооруженных сил Югославии были списаны только к середине пятидесятых годов. Несколько машин, эксплуатировавшихся и после Второй мировой войны, сохранились до наших дней. Также существуют реплики подобной техники на базе бронетранспортеров более позднего выпуска, основывавшихся на конструкции Sd.Kfz.251.
Изначально проект самоходной артиллерийской установки на полугусеничном шасси mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm PaK 40 или Sd.kfz.251/22 выглядел перспективным и многообещающим. Освоенное массовое шасси могло дать машине высокие характеристики подвижности и удобство эксплуатации, а 75-мм пушка все еще позволяла бороться с техникой противника с достаточно высокой эффективностью. Тем не менее, на практике получилась слишком тяжелая машина с недостаточной защитой, что привело к печальным для немецкой армии последствиям. Попытка наладить строительство новой бронетехники с требуемым вооружением на заключительном этапе войны не завершилась успехом и не дала ожидаемых результатов.