Истребители-бомбардировщики Saab 21

Истребители-бомбардировщики Saab 21 из состава Вестготской воздушной флотилии (F6) шведских военно-воздушных сил; Карлсборг; 1949-1952-й гг. Но сам самолет создан еще во время WW2.

Интересно, что создание этой машины началось с мотора. В июне 1941 года шведы сумели закупить в фашистской Германии лицензию на производство современного двигателя «Даймлер-Бенц» DB-601 (устанавливался на Вf.109) с перспективой дальнейшего перехода к серийному изготовлению более мощного DB-605. Производством авиамоторов занялась компания «Cвeнcкa флюгмoтоp» АB. Германия предоставила и несколько уже готовых DB-601. Со шведской стороны в оплату за лицензию немцам направили стратегическое сырье. Также в зачет шло то, что соблюдающая нейтралитет Швеция оказывала рейху «мелкие услуги» вроде разрешения прохода войск Вермахта через свою территорию.

Под немецкий мотор спроектировали истребитель-низкоплан SААВ 23, который сильно напоминал американский истребитель Р-51 «Мустанг», и второй, более оригинальный самолет SААВ 21, вскоре воплотившийся в «железе». Разработчики смогли соблюсти строгие условия заказчика: сильное вооружение, хорошие ТТХ, отличный обзор для пилота, базирование главным образом на ограниченных в размерах полевых аэродромах, существенная для истребителя дальность полета.

В итоге SAAB 21 вышел двухбалочным низкопланом с толкающим винтом изменяемого шага и шасси с носовой стойкой. Его схема была не из самых простых, хотя и использовалась на многих летательных аппаратах, успешно летавших и даже воевавших в период первой мировой. В тридцатые годы на этой схеме «обожглись» во многих странах, испытывая такие истребители как «Фоккер» D-XXIII (Голландия) И-12 (Советский Союз), «Анрио»115 (Франция). Но эти и другие самолеты двухбалочной схемы с двигателем, расположенным сзади кабины, не имели большого распространения. Выявилось слишком много проблем. А вот у шведов — получилось!

SAAB привлекла ученых из гражданских и военных академий. И с их помощью выбрала для самолета SAAB 21 выгодный ламинарный высокоскоростной профиль крыла. Почти аналогичный применили позднее на британском «Темпесте». По итогам выполненных продувок в аэродинамических трубах моделей истребителя в масштабах 1:10 и 1:4 определили и форму крыла, довольно непривычную, стреловидную по передней кромке консолей.

С особой тщательностью проработали систему для аварийного покидания самолета, ведь в случае ее отказа летчик неминуемо попадал в мясорубку винта. Рассматривали «экзотические» варианты типа пирозарядного отстрела лопастей или подрыва целиком винтомоторной группы прямо перед покиданием летчиком самолета. Но выбрали наиболее реальный и перспективный — катапультируемое кресло. Доведение системы до приемлемой работоспособности заняло полтора года. Систему сначала «пристреляли» на стенде, а затем — на переделанном бомбардировщике SААВ 17. Все старания были не напрасны: мировой приоритет оборудования катапультируемым креслом серийной машины принадлежит Швеции.

Затрат потребовало и шасси. Для изучения схемы с носовой стойкой и ознакомления пилотов использовали переоборудованные учебно-тренировочные самолеты SK-14 (лицензионные ПA-16 «Тексан»). В самом конце июля 1943 года, на заводской аэродром SAAB в городе Линчепинге выкатили первую опытную машину SAAB 21А.

Летом 1946 года произошло событие, вошедшее во все летописи авиации. Летчик Б. Йохансон покинул неисправный истребитель на высоте более 2000 м, и впервые в мировой практике произвел катапультирование из серийного летательного аппарата. Пилот благополучно приводнился в Балтийском море и был спасен эсминцем.

В итоге после окончания войны щведы стали строить модификацию J-21В с тремя 20-мм пушками «Бофорс» М-45 и перспективным прицелом, связанным с радиолокационным дальномером. И с мощным мотором Паккард (Роллс-Ройс Мерлин).

Аппараты эти достаточно малоизвестные (хотя их сделали почти 300 штук), но интересные. Потом на их основе шведы сделали свои первые реактивные машины:

Еще в 1933 году шведский инженер Лисхольм запатентовал газотурбинный двигатель. По предложенному им проекту в 1934 году «Бофорс» изготовила для проведения стендовых испытаний маломощный, но полностью работоспособный турбореактивный двигатель. В годы войны компания SFA («Свенска флюгмотор»- АВ), под руководством Лисхольма спроектировала мощный и достаточно надежный ТРД Р/15-54 с двухступенчатым центробежным компрессором и четырехступенчатой турбиной, прогрессивной кольцевой камерой сгорания. Тяга двигателя была порядка 1800 кг.

С 1944 года фирма SAAB разрабатывала под этот реактивный двигатель самолеты RX-1, RX-2 и R-101. Первый был похож на J-21A. RХ-2, прозванный «Веселой вдовой» — напоминал британский «Вампир». А R-101 внешне повторял американский Р-80 «Шутинг Стар». Однако, шведские конструктора свои проекты разрабатывали полностью самостоятельно, не располагая необходимой информацией из Англии и США.

Разрабатывалась и модификация J-21 с ТРД. Руководитель КБ фирмы SAAB Райз Хардмарк уверял военные чины в том, что его новая модификация останется на 80% состоящей из узлов и основных агрегатов винтового J-21. Руководство ВВС сразу оформило заказ на 120 реактивных J-21R. На самом деле, унификация поршневого и реактивного истребителей SAAB оказалась порядка 50%.

Переделке подвергли четыре серийных J-21A-1. Первая опытная машина J-21R поднялась в воздух 10 марта 1947 года. Управлял ей Аке Сантина. В ходе испытаний было разбито два самолета. Один — по причине разрыва трубки топливной системы, на втором — разрушилась рабочая лопатка турбины ТРД.

В 1949 году выпустили первые 30 J-21RA с ТРД «Гоблин» (лицензионное название — RM-2) тягой равной 1360 кг. Машинами укомплектовали авиафлотилию F-10, расположенную в г. Энгельхельме, что на юге Швеции.

Самолет SAAB J-21 не участвовал в войнах, не устанавливал мировых рекордов. Но именно благодаря ему Швеция вступила в ряд ведущих государств — авиапроизводителей и со временем опередила многих, создав сверхзвуковые «утки» «Вигген» и «Гриппен». Нестандартный, самобытный подход к проектным работам, оригинальность схем и конструкций — стали фирменным стилем SAAB, который сложился еще при первых работах над самолетом J-21.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.