Как появился танк Абрамс М1

Вообще-то «Абрамс» должен был быть вот таким, как на этом фото. Котэ он такой нравился. Но мнение котэ никого в США не интересовало.

О коррупции в этом деле тишина гробовая — ведь это Штаты, в которых данное явление невозможно в принципе. Тем более, там узаконено лоббирование. В конкурсе на создание танка принимали участие два гиганта, GM и Chrysler (третим был Ford, но он сошел сразу). И хотя по многим параметрам лучше был проект GM, предпочтение было отдано варианту Chrysler, местами до боли напоминающему немецкий Leopard. Впоследствии танк Chrysler станет знаменитым «Абарамсом», а о прототипе GM забудут. А об «Абрамсах» и их уязвимости станут слагать анекдоты, в которых лишь малая доля шутки.

М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счёту программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 завершились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. При этом средняя балансовая цена танка «Абрамс» в модификации М1А2 на 1999 год составляла около 6,2 млн долларов. По состоянию на 2012 год стоимость танка по контракту для армии США составляет 5,5—6,1 млн долларов. Но продаются они по демпинговым ценам, иногда за 1,4 млн для Ирака (M1A1 SA), 1,18 млн — для Австралии (M1A1 AIM).

Кстати, весьма показателен рост цен — в 1972 году окончательный вариант танка «Абрамс» М1 стоил 422 тыс. долл. за единицу против 432 тыс. за М60А3. Вот и считайте инфляцию, если 40 лет спустя танк стоит более 6 млн. При этом, положа руку на сердце, он не стал в 14 раз лучше.

Причина проигрыша была банальной – GM предложил танк с инновационным дизельным мотором. Дизель AVCR-1360 имел переменную степень сжатия и обеспечивал до 1500 л.с., заказчик же хотел видеть только газотурбинную силовую установку. GM оперативно отыскали подходящий газотурбинный мотор, но было слишком поздно – заказ ушел к конкурентам.

Вдобавок созданная штабом сухопутных войск специальная оперативная группа в форт Нокс, возглавляемая командующим бронетанковым центром генералом Дзебори, рекомендовала в качестве преемника танка MBT-70 усовершенствованный танк M60, который мог бы, по их мнению, явиться промежуточным вариантом, так как концепция XM815 находилась лишь на этапе уяснения. В конечном итоге было принято компромиссное решение: усовершенствования, предполагаемые для варианта XM815, включить в проект, рекомендованный группой генерала Дзебори, что позволит, как считали военные, не через 8 лет поставить войскам новый танк, а как минимум через 3-4 года. Так появился образец усовершенствованного танка M60, получивший в последствии обозначение M60A3.

В конечном счете 18 июля 1974 года с фирмами «Крайслер» и «Дженерал Моторс» был заключен контракт на разработку и изготовление опытных образцов нового боевого танка, получившего уже шифр XM1. Согласно условиям контракта, опытные образцы следовало представить на испытания к началу 1976 года. Подписанное в июле 1973 года соглашение с правительством Великобритании о передаче США технологии производства новейшей по тем временам многослойной танковой брони «Чобхэм» оказало огромное влияние на формирование облика танка. Эта броня состоит из керамического, алюминиевого и стального листов, скрепленных болтовыми соединениями. Такая броня, по мнению специалистов, значительно повышает стойкость как против бронебойно-подкалиберных, так и против кумулятивных снарядов.

В конце 1973 года произошли еще два события, которые заставили пересмотреть изначально принятую концепцию: арабо-израильская война (где впервые в массовом количестве были применены ПТУР и РПГ) и возникшие проблемы в разработке 25-мм пушки «Бушмастер», выбранной в качестве дополнительной системы вооружения для танка XM1. Была создана специальная исследовательская группа, перед которой стояла задача переработать первоначальный документ «Требования к материальной части». Рекомендации этой группы послужили основой для внесения ряда изменений. Наиболее существенные из них: увеличение дальности стрельбы и возимого боекомплекта, усиление защиты кормы башни, замена пушки «Бушмастер» спаренным пулеметом калибра 7,62-мм.

«Дженерал Моторс» представила танк с классической компоновкой, 12-цилиндровым дизельным двигателем с переменной степенью сжатия AVCR-1360-2 фирмы «Теледайн Континентал Моторс». Машина имела комбинированную подвеску с гидропневматической подвеской на первом, втором и шестом катках и высокопрочной трубчато-стержневой торсионной подвеской на третьем, четвертом и пятом опорных катках, а также упрощенной СУО от танка XM803. По существу, и в этом сходились мнения многих специалистов, образец являлся коренной модернизацией не утвержденного для дальнейшей разработки все того же XM803. На нем также был установлен новый двигатель и броня типа «Чобхэм», получившая в США название — «Барлингтон».

Впрочем, были у «Абрамса» и преимущества — 7 катков обеспечивали большую надежность и лучше распределяли нагрузку на грунт. К тому же Крайслер сумел доказать лучшие показатели ГТД перед дизельным двигателем. Кроме того, «Крайслер» снизил стоимость системы управления огнем, достигавшей у конкурента 43% стоимости танка. И лишь потом, уже выиграв тендер, на «абрамс» навешали такое СУО, стоимость которого многократно превысила самые смелые ожидания, принеся сказочные прибыли ВПК. Но это было потом, хе-хе.

11 декабря 1974 года в работах по проекту XM1 произошло одно очень важное событие. Американские военные подписали соглашение о координации разработки танков с ФРГ, США дали согласие на проведение сравнительной оценки модифицированного варианта танка «Леопард 2» и опытного американского образца танка XM1, выбранного по результатам конкурсной разработки. Результаты оценки обеих машин предстояло тщательно обсудить в процессе принятия решения по вопросу закупки лучшего танка. 22 июля 1975 года американской фирме «Фуд Мэшинери Компани» (FMC), выпускавшей БТР M113 и БМП М2, руководство программы XM1 поручило исследовать стоимость серийного образца «Леопард 2 AV» и его программную стоимость в случае его изготовления в США. Для изучения производственной стоимости фирма FMC, которая могла бы в случае победы танка «Леопард 2 AV» стать главным подрядчиком в США, выбрала субпоставщиков. Субподрядчики со своей стороны стали договариваться с немецкими фирмами об изготовлении в США отдельных элементов танка по лицензии. Фирмы «МТУ» и «Теледайн Континентал» могли бы изготавливать двигатель, «Хьюз» с «РМС» и «Вегман» — башню, «Техас Инструменте» и «Цейсс» — оптику.

3 февраля 1976 года в торжественной обстановке, заместитель министра обороны Р. Огастин и 1-й заместитель начальника штаба сухопутных войск генерал Кервин приняли экспериментальные образцы новых танков XM1 для проведения сравнительных испытаний на Абердинском полигоне. Фирмы «Крайслер» и «Дженерал Моторс» передали на испытания по два опытных образца и одной модели для обстрела. 30 апреля того же года испытания конкурсных образцов были завершены. К концу мая 1976 года завершилась оценка данных, полученных во время испытаний, и 15 июля 1976 года на заседании совета, ведающего вопросами приобретения систем вооружения, было принято решение о заключении договора с фирмой (танк которой «одержит победу» на испытаниях) на окончательную разработку опытного образца. Однако в назначенный день было объявлено об отсрочке дней выбора единого образца на 120 дней. Обе американские фирмы получили указание пересмотреть конструкцию своих прототипов на предмет достижения общности с западногерманским танком. После этого решения последовало сообщение о подписанном 4 августа 1976 года соглашении, где США и ФРГ поставили цель достичь максимальной общности узлов и агрегатов, преобладающих в системе материально-технического обеспечения танковых войск своих вооруженных сил.

Заключенное соглашение рассматривалось как важный шаг к давней цели — стандартизации вооружения в рамках блока НАТО. Удалось договориться относительно общности следующих узлов и агрегатов: ГТД, гусеницы и связанных с ней элементов ходовой части, применяемого топлива, тепловизионных модулей, системы измерений крепежных деталей для стыковочных поверхностей узлов, обслуживаемых экипажем, вспомогательного телескопического прицела наводчика и приборов СУО. Кроме того, в США была разработана новая башня — «гибрид» для танка XM1. Она была переделана с таким расчетом, чтобы в ней в будущем можно было установить с минимальными изменениями гладкоствольную или нарезную 120-мм пушку. Решение приостановить программу XM1 для достижения большей общности узлов и агрегатов вызвало незамедлительную критику в конгрессе. Оппоненты выражали беспокойство по поводу того, что результатом такого решения стало бы увеличение стоимости, задержка программы и снижение боевых показателей.

23 сентября 1976 года комиссия палаты представителей по делам вооруженных сил одобрила резолюцию, в которой было заявлено, «основная цель, поставленная в программе XM1, должна получить предпочтение перед второстепенными целями, такими, как, например, стандартизация или взаимозаменяемость узлов и агрегатов». Конгресс предупредил министерство обороны, что сможет обеспечить поддержку программы лишь в том случае, если пересмотренная программа будет соответствовать принципам, обеспечивающим достижение «основной цели», даже если это нарушит двухстороннее соглашение.

В соответствии с соглашением, заключенным в декабре 1974 года, в период с сентября по декабрь 1976 года на основе тех же самых условий и критериев, которые использовались для оценки опытных образцов американских танков, были проведены сравнительные испытания и оценка танка «Леопард 2AV». Однако к тому моменту было уже ясно, что несмотря на соглашение, обе стороны (США и ФРГ) приступят к производству танков с различными пушками и силовыми установками, усложнив таким образом проблемы материально-технического обеспечения танков НАТО на европейском ТВД.

Несмотря на бюрократические проволочки, коснувшиеся судьбы XM1, 12 ноября 1976 года состоялось знаменательное событие; фирма «Крайслер» была объявлена победителем конкурса на новый основной боевой танк для армии США. Договор на сумму 237 млн. долларов предусматривал изготовление в течение 3 лет 11 опытных образцов танка, элементов бронирования для испытаний обстрелом и восстановление двух образцов, принимавших участие на начальном этапе испытаний. Все эти работы были выполнены на танковом заводе в Детройте. Согласно положениям дополнительного, к августовскому соглашению 1976 года, соглашения от 12 января 1977 года, США и ФРГ договорились о прекращении соперничества между танком XM1 и танком «Леопард 2 AV». То, что сначала называлось конкурсом, таким образом, превратилось в ограниченные сравнительные оценочные испытания.

Принятое решение об оснащении первых танков XM1 и последующих серийных машин не немецким 120-мм орудием танка «Леопард 2», а 105-мм нарезной пушкой М68А1 (английская пушка L7A1, выпускаемая по лицензии в США) позволило на тот период обеспечить 97-процентную стандартизацию вооружения боевых машин НАТО 2-го и 3-го поколений и увеличенный на 10-15 выстрелов боекомплект танка. Выбору 105-мм танковой пушки помимо этого способствовало заключение военных экспертов после проведения сравнительных стрельб на Абердинском полигоне, проведенных в рамках НАТО с февраля по сентябрь 1975 года. В этом конкурсе участвовали 120-мм гладкоствольная немецкая пушка и 105-мм нарезная английская пушка с новыми американскими боеприпасами для нее.

Американцы предложили оперенный подкалиберный снаряд М735 с отделяющимися ведущими частями. Внешне он не отличается от бронебойно-подкалиберных (БПС) снарядов предыдущих типов. Эффективность была повышена за счет использования металлокерамической композиции на основе вольфрама. М735 имеет бронепробиваемость 170 мм на дистанции 2000 метров, под углом 60 град, от нормали к броне, что обеспечивало уверенное поражение таких вполне современных на то время танков, как Т-62. Основу сердечника составляет вольфрамовый порошок, температура плавления которого 3400°С. Он формируется при высоком давлении и температуре. Сердечник из этого материала выдерживает без деформации высокую температуру, образующуюся при ударе о броню. Другим преимуществом является высокая плотность (19,3 г/см), позволяющая увеличить энергию удара. На сравнительных стрельбах снаряд М735 продемонстрировал вдвое большую эффективную дальность стрельбы, чем предусматривалось программой работ над XM1.

На заключительном этапе стрельб американская сторона представила информацию о новом снаряде М774, превосходящем предыдущий снаряд по бронепробиваемости (по тем же показателям стрельбы, что и у М735, она составляет 180 мм). Он имеет головную часть, получившую обозначение «Дельта 24», изготовленную из урана с атомным весом 238, из которого извлечен изотоп U235 (однако остаток имеет слабую радиоактивность). Новые американские 105-мм БПС обеспечили не только значительную экономию веса и стоимости по сравнению с конкурирующими английскими и западногерманскими снарядами большего калибра, но также позволили повысить огневую мощь существующего танкового парка многих стран мира за счет повышения эффективности вооружения без установки новой пушки. Все эти обстоятельства и предопределили выбор американцев в пользу калибра 105-мм.

Само установленное на танке XM1 орудие имело ряд усовершенствований по сравнению с пушкой танка М60А1. Ствол изготовлен из высоколегированной стали электрошлакового переплава методом ковки на горизонтально-ковочных машинах, ствол автофретирован и его канал хромирован. Для быстрой замены ствола предусмотрено быстроразъемное соединение, выполненное в виде секторной многозаходной резьбы. Орудие оснащено реконструированным противооткатным устройством. Силу отката удалось снизить с 75 т. с. до 57 т. с. за счет увеличения длины отката с 280 мм до 304 мм. Также был уменьшен и занимаемый пушкой внутренний объем в танке благодаря применению люльки с внешним диаметром 406 мм и длиной, равной длине отката. Боекомплект танка насчитывал 55 выстрелов. 44 выстрела размещались в двух отсеках ниши башни по 22 выстрела в каждом. Эти отсеки изолированы от обитаемого отделения с помощью открываемых шторок толщиной 20 мм. Сверху над отсеками ниши с боеприпасами установлены три вышибные пластины. 8 выстрелов размещены в боеукладке корпуса под башней. Эта боеукладка также закрыта бронешторкой, управляемой вручную.

Боеукладка под башней выполнена подвижной, что облегчало ее загрузку и разгрузку. 3 выстрела размещаются в укладке под пушкой. Укладка в левой секции ниши башни считается укладкой 1-й очереди, то есть более удобной, а остальные — укладками половинной готовности, то есть менее удобными, и из них выстрелы должны перегружаться в укладку 1-й очереди, так как при их использовании значительно увеличивалось время на производство выстрела. Шторки обеих укладок имеют ручной привод, а левая (основная) и гидравлический привод открывания и закрывания. Управление с помощью гидравлического привода осуществляется коленным переключателем. Он расположен под шторкой укладки первой очереди. Для приведения в действие нужно нажать на переключатель коленом, чтобы руки были свободны для выемки выстрела, нажатие должно продолжаться до тех пор, пока выстрел не будет вынут. При отпускании переключателя шторка автоматически будет закрываться. Для доступа к 8-местной укладке с выстрелами необходимо повернуть башню танка так, чтобы пушка находилась над левым передним предкрылком, до совмещения отверстия в корзине башни с укладкой.

Наряду с основным вооружением в танке XM1 установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240 (американский вариант бельгийского пулемета MAG 58), 12,7-мм пулемет М2НВ, закрепляемый на открытой штыревой стойке на вращающейся командирской башенке. Управление пулеметом осуществляется изнутри машины. Для заряжающего на стойке, закрепленной на крыше башни у его люка, устанавливается 7,62-мм пулемет М240. Боекомплект для 12,7-мм пулемета составляет 1000 патронов, размещаемых в 11 коробках по 90 патронов, и 11400 патронов для 7,62-мм пулеметов, расположенных в 34 коробках, также имеются 210 патронов калибра 5,56-мм для личного оружия членов экипажа. Защита от оружия массового поражения осуществляется с помощью фильтро-вентиляционной установки М13А1 и индивидуальных противогазов М25А1. Назначение системы является снабжение всех членов экипажа отфильтрованным, пригодным для дыхания, нагретым до потребной температуры воздухом, свободным от токсичных элементов. ФВУ неспособна осуществлять коллективную защиту танка при применении противником оружия массового поражения, а также осуществлять вентиляцию внутреннего пространства боевого отделения от горячих газов, остающихся в каморе орудия после выстрела, что, по мнению тех же западногерманских специалистов, участвовавших в сравнительных испытаниях обоих танков, просто неприемлемо.

Корпус и башня танка сварные, сложной конструкции, изготавливаются методом газовой резки броневых плит, затем сваркой листы соединяются в секции, которью обрабатываются механически на автоматах, и окончательно собираются. Газовая резка имеет автоматическое управление. Линия сборки башен изготовлена фирмой «Мицубиси». Корпус прямоугольного сечения с острой носовой частью и почти вертикальным кормовым листом. Лобовая часть корпуса выполнена из многослойной брони, представляющей собой набор, состоящий из двух стальных листов из высокопрочной катанной брони (лицевого и тыльного), между которыми помещен слой наполнителя, состоящий из слоев нейлоновой сетки и титана (есть варианты наполнителя из керамических стержней). Стальная броня обработана по дробеструйной технологии и опрессовкой. Ее состав очень сложен и состоит из следующих компонентов: углерод — 0,27%, марганец — 0,3-0,8%, хром — 0,6-1,85%, никель — 0,15%, молибден — 0,15%. Предел прочности достигает до 200 кг/мм. В конструкции лобовых проекций танка уделено особое внимание уменьшению площади зон, ослабленных вырезами, амбразурами, люками.

Так, если на танках серии М60 площадь этих зон составляла 21,2%, то на танке XM1 она снижена до 7,85%. Снижение уязвимости достигнуто также за счет внедрения барбета, защищающего стык башни с корпусом, более удачного размещения люка механика-водителя, уменьшения площади фронтальной проекции маски благодаря размещению спаренного пулемета под вспомогательным прицелом. Толщина верхнего лобового листа корпуса переменная — от 50 до 125 мм. Угол его наклона составляет 83 град., а боковых листов до 30 град. По бортам корпуса навешены секционные, выполненные также из многослойной брони, откидные экраны толщиной 60 мм. Башня выполнена в виде многогранника с наклонными лобовыми и боковыми стенками. Лобовые детали башни по конструкции защиты аналогичны корпусным. Толщина броневых листов башни резко дифференцирована — от 25 мм до 125 мм на самых ответственных участках.

Лобовая броня танка XM1, по мнению американских специалистов, обеспечивает защиту от 105 мм БПС М728 со стальным сердечником на дальности в 1000 метров, а также легких ПТУРС (с бронейробиваемостью в 450-550 мм) в секторе примерно 20-30 град, от продольной оси. Для повышения противоминной стойкости передняя часть днища в зоне первых четырех торсионов составляет 32 мм. Задняя часть днища имеет толщину 12,5 мм. Многие отмечают как недостаток отсутствие аварийного люка в днище, для покидания экипажем танка в экстремальной ситуации, когда нет возможности эвакуироваться через штатные люки. Бортовые листы в зоне силового отделения имеют толщину от 25 до 32 мм. Передние бортовые листы в зоне отделения управления и боевого отделения 60 мм. Общая масса брони танка XM1 составляет 30 тонн, что при всей массе машины 57 тонн (с титановым прослоем) и 55,9 тонны (с керамическими стержнями) составляет 52% и 51% соответственно.

С мая 1978 года по февраль 1979 года в Форт-Блисс (штат Техас) и с марта по сентябрь 1979 года на Абердинском полигоне (штат Мэриленд) были проведены соответственно войсковые и технические ходовые испытания танков XM1. Одной из основных задач этих испытаний являлось определение показателя среднего пробега танка между отказами. При этом суммировались две категории отказов: как отказы двигателя, трансмиссии и ходовой части, влияющие на подвижность танков, так и отказы не влияющие на подвижность, например, отказ механизма поворота башни. Уже на первом этапе испытаний было выявлено много случаев отказов. Несмотря на неудовлетворительные результаты первого этапа испытаний, по политическим мотивам было принято решение о запуске XM1 в серийное производство с февраля 1980 года и выпуске первой партии в 110 машин. Танками первой партии должны были оснащаться для проведения опытной войсковой эксплуатации подразделения 2-й бронекавалерийской дивизии в Форт-Худ. В процессе производства предстояло устранить ряд недостатков опытных машин.

Первоначальным местом сборки серийных танков был выбран завод в Лайме, который согласно планам должен был выпускать 30 танков в месяц, пока на танковом заводе в Детройте не закончится выпуск танков серии М60. После чего заводы в Лайме и Детройте будут параллельно выпускать 60 танков XM1 в месяц. 28 февраля 1980 года с заводского конвейера сошел первый серийный образец нового боевого танка M1, получившего название «Abrams». На башне танка была надпись «Тандерболт». Такое название имел танк Крейтона Абрамса, командовавшего танковым батальоном во второй мировой войне и в честь которого новая боевая машина армии США и получила название. Абрамс лично занимался руководством проекта XM1, будучи начальником главного штаба СВ США.

Вот так американцы получили на вооружение гугнотанк, который подорожал в 14 раз, но так и остался дерьмом, а выпускавшие его заводы давно уничтожены, их оборудование разрезано на чермет. Дальше у американцев началась настоящая шизофрения — они вознамерились сделать ОБТ, который бы не уступал танку Абрамс по всем основным ТТХ, но при этом имел массу не более 20 тонн. Колоссальные средства были потрачены на работу по этому, изначально утопическому, проекту. Но это было уже потом…

Материал: http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/5138-opytnyi-osnovnoi-tan.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе Интерьер в стиле Лофт - МОДЕМУС. дизайнерские журнальные столы купить. Качество пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.