Как Сталин Северный флот создал
Ровно 90 лет назад, 13 апреля 1933 года, был издан сверхсекретный приказ наркома обороны СССР Ворошилова о проведении операции под кодовым названием ЭОН (Экспедиция Особого Назначения) по тайной переброске отряда боевых кораблей Балтийского флота в Северный Ледовитый океан.
Датой начала операции было назначено 18 апреля 1933 года. Группа кораблей в составе эсминцев «Урицкий» и «Рыков», строжевиков «Смерч» и «Ураган», подводных лодок «Декабрист» и «Народоволец», а также — нескольких судов обеспечения прошла по только что построенному и официально еще не введенному в эксплуатацию Беломорско-Балтийскому каналу.
20 июля вся эскадра благополучно достигла порта Сорока на берегу Белого моря. Сложно сказать, зачем понадобилась такая спешка, ведь войны в ближайшее время, вроде бы, не ожидалось. Но у тех, кто тогда принимали решения, теперь уже не спросишь.
Особой секретностью сопровождалась отправка подводных лодок. Для их проводки по каналу были сооружены специальные деревянные баржи с высокими бортами и надстройками, полностью закрывающими корпуса и рубки субмарин. Вероятно, наличие у СССР подводных лодок, способных действовать в открытом океане, пытались скрыть от потенциальных противников. Ведь раньше весь советский подводный флот базировался либо на Черном море, либо — в Финском заливе, а выход его оттуда на океанский простор невозможно было удержать в тайне от иностранных наблюдателей.
Чтобы эсминцы смогли пройти по относительно неглубокому каналу, их пришлось максимально облегчить, вплоть до снятия вооружения и части оборудования. Затем по цепочке шлюзов они преодолели Беломорско-балтийский водораздел, проходяший на высоте более 100 метров над уровнем моря. В Сороке эскадру вновь укомплектовали всем необходимым для боевой службы, а 5 августа она прибыла в Мурманск, где на ее основе была сформирована Северная военная флотилия — ядро будущего Северного флота. Таким образом, ЭОН продолжалась примерно два с половиной месяца.
В дальнейшем тем же маршрутом из Ленинграда и Кронштадта на Север переправили еще несколько эсминцев, сторожевых кораблей и более десятка подводных лодок. Подозреваю, что именно эти переброски и были главной целью строительства Беломорканала. А на заставке — чудом доживший до наших дней «Народоволец», установленный в качестве памятника.
Чертеж маскировочной спецбаржи для тайной переброскии подводных лодок по Беломорско-Балтийскому водному пути:
22 июля на пароходе «Товарищ Анохин» в порт Сорока по Беломорканалу прибыли товарищи Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода. Там они осмотрели пришедшие двумя днями ранее корабли ЭОН. В честь этого эпохального события в Сороке был воздвигнут огромный монумент, простоявший до начала 1960-х годов.
Слева — руководитель и организатор ЭОН, а затем — первый командир Северной военной флотилии З.А.Закупнев с женой и сыном. Справа — первый командующий Северным флотом флагман 1-го ранга К.И. Душенов.
Что характерно, оба вскоре оказались «врагами народа». Закупнев расстрелян в 1937 году, а Душенов — в 1940-м.