Проект дальнего пассажирского гидросамолёта P.B.43/47 (Великобритания, 1941)

Считающийся одним из пионеров британской авиации, Ноэль Пембертон-Биллинг (Noel Pemberton Billing) был одним из основателей компании Supermarine Aviation Company. Ему даже приписывают авторство названия компании — Supermarine — по названию спроектированной летающей лодки. На начальном этапе своей деятельности компания Supermarine была сосредоточена исключительно на летающих лодках (часто амфибиях) и на поплавковых самолетах, оснащавшихся, как правило, только одним двигателем. Компания достигла своего пика в 1920-30-е годы, принеся Британии своими самолетами серии «S» победу в гонках на кубок Шнейдера.

В годы Второй Мировой войны широко применялись летающие лодки Walrus и Sea Otter, хотя до войны появилась летающая лодка с большим размахом крыла и многомоторной силовой установкой (Supermarine Stranrear). Самым известным самолетом Supermarine навсегда останется истребитель-моноплан Spitfire, однако он возник, когда Ноэль Пембертон-Биллинг уже давно покинул компанию.

В двадцатых-тридцатых годах Пембертон-Биллинг занимался политикой в качестве члена Палаты общин и парламентские дела отодвинули на второй план теоретическую деятельность в авиации. Тем не менее, им был предложен ряд необычных проектов истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, а также удивительно современных вертолетов. Ни один из этих проектов не был построен и никогда не летал. В 1941 году он опубликовал свою книгу «Самолет будущего» («The Aeroplane of Tomorrow»), в которой были впервые публично представлены многие из его проектов. Среди уже упомянутых типов самолетов была гигантская летающая лодка с трубой Вентури. В книге было указано ее обозначение — P.B.43, но на одновременно изданных рождественских открытках эта летающая лодка была обозначена как P.B.47.

Летающая лодка Ноэля Пембертон-Биллинга P.B.43/47 действительно была чем-то необычным. Она состояла из двух гигантских летающих лодок с большими многопалубными пассажирскими салонами; лодки в своих верхних частях соединялись свободнонесущим крылом и расположенной ниже вспомогательной поверхностью, которая действовала в том числе и как поплавок. Кабина пилотов должна была располагаться по оси самолета в выступе на верхнем крыле. Горизонтальное оперение дополнялось двойным вертикальным.

Автором был интересно решен вопрос с силовой установкой: между крылом и нижней частью вспомогательного поверхности рядом друг с другом должны были быть установлены две гондолы, в каждой из которых должны были располагаться четыре поршневых двигателя мощностью по 2000 л.с. (тип двигателей не был определен). Двигатели должны были вращать размещенные в кольце три винта большого диаметра. Размещение винтов в кольце следует рассматривать как современный элемент проекта Пембертон-Биллинга.

Самолет с трубой Вентури должен был иметь размах крыла 67 метров, длину 55 метров, а вес пустого должен был быть 185000 фунтов (83916 кг). Он должен был перевозить до пятисот пассажиров, размещавшихся в роскошных каютах и салонах, расположенных как в корпусах лодок, так и во внутренней части крыла. Экипаж должен был составлять 20 человек.

Самолет был рассчитан на беспосадочный трансатлантический перелет со скоростью 450 км/ч. Поскольку взлетная масса должна превышать 200000 кг, то важное значение имела удельная нагрузка на крыло и на взлете летающей лодке с трубой Вентури должна была помочь летающая лодка-биплан, оснащавшаяся одним двигателем и имевшая небольшой экипаж. Этот биплан должен был снижать своими несущими поверхностями удельную нагрузку на крыло летающей лодки до приемлимого уровня. Взлет и набор рабочей высоты должны были проводиться с помощью биплана, после чего последний должен был отцепляться и возвращаться на базу.

После исчерпания большей части загруженного топлива и облегчения от полезной нагрузки посадка должна была выполняться в базовой конфигурации самолета, получившего таким образом разумную удельную нагрузку на крыло. Это специфическое облегчение Ноэль Пембертон-Биллинг проработал следующим образом: весь багаж пассажиров, почта и другие грузы должны быть помещены в контейнеры и до посадки самолета на воду сбрасываться на сушу парашютами! Конструктором также была предложена система регистрации пассажиров по пунктам назначения, чтобы после приземления контейнеры были уже освобождены от грузов, а багаж рассортирован.

В своем проекте Ноэль Пембертон-Биллинг продвинулся так далеко, что даже рассчитал цену билета на маршруте Саутгемптон — Нью-Йорк. В ценах 1941 года она должна была составлять £10, что по тем временам было вполне приемлимо.

Проект самолета с трубой Вентури уже в 1941 году обнаружил в себе ряд анахроничных черт, и в годы войны ни одна из авиастроительных компаний или компаний-авиаперевозчиков не приняли всерьез. Аналогичным образом должны были действовать другие «составные» самолеты, такие как, например, морской бомбардировщик, истребитель Hurricane с установленным верхним крылом (с этим крылом самолет должен был находиться в заданном районе, вырабатывать топливо из расположженного в крыле бака, сбрасывать его и т.д.). Тем не менее, в годы Первой Мировой войны Ноэль Пембертон-Биллинг показал себя эрудированным конструктором, ибо его первые проекты лежат в основании славы компании Supermarine.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ P.B.43/47

Тип: пассажирский самолет
Экипаж: 20 человек
Пассажировместимость: 500 человек
Силовая установка: 8 × 2000 л.с.
Размеры:
размах крыла 67 м
длина 55 м
Вес:
пустого ок. 84000 кг
взлетного св. 200000 кг
Летные характеристики:
крейсерская скорость 450 км/ч

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz