Тактический ракетный комплекс 2К10 «Ладога»
Первые отечественные тактические ракетные комплексы на базе самоходных шасси получали неуправляемые ракеты различных типов. Подобное оружие позволяло решать поставленные задачи, однако не отличалось высокими характеристиками точности. Имеющийся опыт показывал, что единственным способом повышения вероятности поражения целей является применение систем управления ракетой. Уже в середине пятидесятых годов начались работы по созданию новых управляемых вооружений, которые вскоре привели к появлению нескольких проектов. Одним из первых вариантов тактического ракетного комплекса с управляемой ракетой стала система 2К10 «Ладога».
В 1956-58 годах пермское СКБ-172 занималось проработкой облика перспективных баллистических ракет, пригодных для использования в составе тактических ракетных комплексов. В ходе этих работ рассматривались различные варианты конструкции новых изделий, отличавшиеся друг от друга общей архитектурой, составом агрегатов, типом силовой установки и т.д. Кроме того, прорабатывались совершенно новые идеи и создавались оригинальные конструкции. К примеру, именно в это время в нашей стране была впервые предложена и разработана конструкция корпуса двигателя, впоследствии развитая и нашедшая широкое применение. Такой корпус представлял собой изделие из высокопрочной стали толщиной 1 мм с внешней намоткой из композиционных материалов.
К 1958 году работы СКБ-172 позволили приступить к переводу существующих идей и решений в готовый проект перспективного ракетного комплекса. 13 февраля 1958 года вышло постановление Совмина СССР о начале разработки двух реактивных комплексов сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе. Один из проектов получил название «Ладога», второй – «Онега». В дальнейшем проекту «Ладога» был присвоен дополнительный индекс 2К10. В третьем квартале 1960 года комплексы требовалось представить на зачетные испытания.
В соответствии с изначальными требованиями, комплекс «Ладога» должен был иметь в своем составе самоходную пусковую установку на базе одного из существующих шасси, набор вспомогательной техники и управляемую ракету с указанными характеристиками. Ракета комплекса 2К10, получившая обозначение 3М2, должна была строиться по двухступенчатой схеме и оснащаться твердотопливными двигателями.
Подобные требования к проекту привели к необходимости привлечения к работам нескольких различных организаций. Так, разработка ракеты 3М2 и общее руководство проектом поручалось СКБ-172. Сборку опытной техники для испытаний планировалось доверить Петропавловскому машиностроительному заводу, а несколько других предприятий должны были поставлять необходимые комплектующие и изделия, прежде всего необходимые шасси, которые следовало применять в качестве основы самоходных пусковых установок.
Изначально было разработано два варианта пусковых установок на базе разных шасси. Предлагалось построить и испытать два варианта подобной техники, на колесном и гусеничном ходу. Возможно, по результатам сравнения двух прототипов планировалось сделать выбор и определить тип машины, который в дальнейшем должен был строиться серийно. Интересно, что в ходе разработки проекта «Ладога», было принято решение о разработке третьей версии пусковой установки на основе еще одного колесного шасси.
С 1959 года силами СКБ-1 Минского автомобильного завода велась разработка колесной самоходной пусковой установки. Специально для этого проекта была разработана новая модификация существующего специального шасси, получившая обозначение МАЗ-535Б. В ходе этого проекта предлагалось максимально широко использовать узлы и агрегаты базовой машины, которые следовало дополнить набором нового специального оборудования.
Машина МАЗ-535 представляла собой специальное четырехосное шасси, изначально предназначенное для использования в качестве тягача. На шасси монтировался дизельный двигатель Д12А-375 мощностью 375 л.с. Использовалась механическая трансмиссия, распределяющая крутящий момент на все восемь ведущих колес. В составе подвески колесной ходовой части присутствовали поперечные рычаги и продольные торсионы, а также гидравлические амортизаторы на передней и задней осях. Обеспечивалась возможность перевозки груза весом 7 т или буксировки 15-тонного прицепа.
В рамках проекта МАЗ-535Б базовая конструкция претерпела некоторые изменения. В связи с новым предназначениям доработкам подверглась конструкция отдельных узлов и агрегатов. В частности, немного поменялась форма кабины экипажа и кожуха двигательного отсека, помещенного позади нее. Кроме того, при перекомпоновке агрегатов была учтена необходимость установки длинной пусковой направляющей с ракетой вдоль машины, что повлекло за собой появление соответствующей ниши, доходящей до моторного отсека. Для стабилизации шасси во время подготовки к стрельбе и при запуске ракеты на кормовой части машины появились опоры-аутригеры.
Пусковая установка системы «Ладога», монтируемая на колесном шасси, представляла собой устройство с возможностью вертикального и горизонтального наведения в пределах некоторых углов. Предусматривалась артиллерийская часть с качающейся направляющей, оснащенной собственными приводами. На последней имелись крепления для установки ракеты, а также для ее вывода на требуемую траекторию при запуске. Интересной чертой пусковой установки была сравнительно малая длина направляющей, обусловленная конструкцией базового шасси. В транспортном положении направляющая не поднималась выше крыши моторного отсека и кабины, тогда как головная часть ракеты находилась непосредственно над ними.
Как и другие самоходные пусковые установки, боевая машина для комплекса 2К10 «Ладога» должна была получать набор навигационной аппаратуры для топопривязки, оборудование для управления пуском и программирования бортовых систем ракеты и т.д. Выйдя на огневую позицию, самоходная пусковая установка могла самостоятельно выполнить все основные операции по подготовке к стрельбе.
Альтернативой колесной пусковой установке на базе МАЗ-535Б должна была стать гусеничная машина аналогичного назначения. В качестве основы для нее было выбрано многоцелевое шасси ГМ-123. После некоторых заметных доработок такая машина могла получать пусковую установку и другие необходимые устройства. В первую очередь, авторам проекта пришлось переработать конструкцию имеющегося корпуса. В исходном виде ГМ-123 имела недостаточную длину, из-за чего корпус пришлось нарастить и компенсировать рост его длины дополнительной парой опорных катков.
Шасси ГМ-123 создавалось для использования в различных проектах бронетехники, что сказалось на основных его особенностях. Так, компоновка машины была определена с учетом необходимости освобождения кормовой части корпуса под установку специального оборудования. Из-за этого силовая установка в виде дизельного двигателя В-54 размещалась в центральной части корпуса. При помощи механической трансмиссии крутящий момент передавался на передние ведущие колеса. В составе ходовой части имелось по семь опорных катков малого диаметра на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска.
В передней части корпуса доработанного шасси имелась надстройка, прикрывавшая обитаемый и моторный отсеки. На кормовой части машины была высвобождена площадка, на которой установили поворотную платформу с пусковой установкой, аналогичной примененной на колесной машине. В походном положении установка с ракетой опускались в горизонтальное положение и дополнительно фиксировались упором в передней части машины. Для запуска ракеты направляющая поднималась на нужный угол. Транспортировочный упор в передней части корпуса соединялся с решетчатой конструкцией, призванной защищать головную часть ракеты на марше.
На определенном этапе разработки проекта «Ладога» было решено разработать третий вариант самоходной пусковой установки, который мог пойти в серию. Одобрение получила колесная боевая машина, однако в качестве основы для нее предлагалось применять не МАЗ-535Б, а ЗИЛ-135Л. Машина последнего типа имела четырехосную полноприводную ходовую часть. Применялись дизельный двигатель ЗИЛ-375Я мощностью 360 л.с. и механическая трансмиссия. Грузоподъемность шасси достигала 9 т.
На грузовой площадке такого шасси предлагалось монтировать весь набор нового оборудования, в том числе и пусковую установку. С точки зрения состава дополнительного оснащения пусковая установка на базе ЗИЛ-135Л не должна была отличаться от разработанной ранее машины, основывавшейся на шасси МАЗ-535Б. Одновременно с этим присутствовали некоторые преимущества в основных характеристиках.
В качестве вспомогательной техники для комплекса «Ладога» изначально были предложены грузовики и тягачи ЗИЛ-157В, а также полуприцеп 2У663 для перевозки одной управляемой ракеты. Для перегрузки ракеты с полуприцепа на пусковую установку планировалось использовать автокраны существующих моделей.
В соответствии с изначальным техническим заданием, СКБ-172 разработало двухступенчатую ракету 3М2 с требуемыми характеристиками. В 1960 году это изделие выпустили на испытания, которые, однако, завершились неудачей. Было выполнено четыре испытательных пуска, завершившихся авариями. Все четыре раза происходило разрушение ракеты перед завершением работы двигателя второй ступени. До конца 1960 года авторы проекта занимались анализом собранных данных и искали пути исправления имеющихся недостатков.
По результатам этих работ был сделан вывод о невозможности продолжения создания двухступенчатой ракеты. Для достижения поставленных целей изделие 3М2 следовало строить по одноступенчатой схеме. Это решение было утверждено в конце 1960 года, после чего специалисты СКБ-172 приступили к созданию новой версии проекта. В некоторых источниках одноступенчатая ракета для комплекса «Ладога» обозначается как 3М3, однако есть основания считать, что она сохранила индекс двухступенчатого изделия-предшественника.
Ракета второй версии получила цилиндрический корпус большого удлинения, разделенный на несколько отсеков и оснащенный коническим головным обтекателем. В центральной и хвостовой частях корпуса предусматривалось два набора Х-образных плоскостей. Центральные стабилизаторы имели трапециевидную форму, хвостовые стабилизаторы с рулями – более сложную, состоящую из двух основных частей. Головной отсек ракеты отдавался под боевую часть, позади которой располагался т.н. доводочный двигатель. Также предусматривался отсек для аппаратуры управления, а все остальные объемы отводились под маршевый двигатель.
Изделие 3М2 получило два твердотопливных двигателя. В хвостовой части помещался маршевый двигатель, отвечавший за разгон ракеты на активном участке полета. Для повышения основных характеристик был использован доводочный двигатель. Он помещался позади боевой части, а его сопла располагались на небольшом кольцевом уступе, помещенным за его хвостовым торцом. В этом месте корпус ракеты имел выемку, образованную сопловым аппаратом и коническим обтекателем. Задачей доводочного двигателя была помощь маршевому при первоначальном разгоне ракеты. В некоторых источниках упоминается, что после выработки топлива доводочный двигатель должен был сбрасываться, однако возможность этого вызывает определенные сомнения.
Ракету предлагалось оснащать инерциальной системой управления, работающей на активном участке полета. Во время работы маршевого двигателя автоматика при помощи набора гироскопов должна была отслеживать перемещения ракеты и вырабатывать команды для рулевых машинок. Обеспечивалось управление по тангажу и рысканью. После выработки твердого топлива ракета отключала системы управления, продолжая неуправляемый полет по установленной баллистической траектории.
Проектом 2К10 «Ладога» предусматривалось применение двух типов боевых частей. Ракета 3М2 могла нести фугасно-кумулятивную боевую часть либо специальный боезаряд малой мощности. Подобное боевое оснащение могло использоваться для атаки площадных целей различных типов, включая стационарные объекты противника или войска в местах сосредоточения.
Ракета имела общую длину 9,5 м при диаметре корпуса 580 мм и размахе стабилизаторов 1,416 м. Стартовый вес изделия – 3150 кг. Информация о массе боевой части отсутствует.