Верхом на бомбе
Ровно 80 лет назад, 30 мая 1944 года в Германии была принята на вооружение авиационная ударная система «Мистел-1» (Mistel — «Омела»), она же «Бетховен», она же «Отец и сын».
Эта система представляла собой морально устаревший истребитель Мессершмитт Bf.109F «Фридрих», прикрепленный сверху к бомбардировщику Юнкерс Ju.88, переделанному в беспилотный самолет-снаряд. Вместо кабины экипажа у Юнкерса был установлен двухтонный кумулятивный заряд взрывчатки, пробивавший семь метров железобетона, а также способный одним ударом уничтожить линкор или авианосец.
Это был один из многочисленных примеров немецкого «вундерваффе» — «чудо-оружия», призваного переломить уже очевидно катастрофичный для Германии ход войны. Боевая сцепка управлялась одним человеком — пилотом истребителя. Вблизи от объекта атаки, когда тот уже наблюдался визуально, пилот-оператор наводил «Мистель» на цель и отцеплял бомбардировщик.
Далее крылатая бомба летела самостоятельно, управляемая гироскопическим автопилотом, который выдерживал прямолинейный курс. Вносить корректировки в этот курс пилот уже не мог, а точноть попадания зависела исключительно от его изначальной меткости.
Как и другие образцы «вундерваффе», вроде самолетов-снарядов «Фау-1», баллистических ракет «Фау-2», реактивных истребителей, бомбардировщиков, и супертанков «Маус», «Мистель», как известно, гитлеровцам не помог. Несмотря на то, что он был построен в количестве примерно 250 штук, доселе неизвестно ни одного полностью удачного примера боевого применения этого монстра.
Сперва его хотели задействовать в операции «Железный молот» — нанесении ударов по советским предприятиям тяжелой индустрии, а также — по электростанциям в Поволжье и на Урале. Но когда систему довели «до ума», фронт отодвинулся слишком далеко на запад, и до предполагаемых целей «Омела» уже просто не долетала.
После высадки союзников в Нормандии немцы попытались таранить «Мистелями» боевые и транспортные корабли в захваченной англичанами гавани Курсель, но добились всего одного попадания в старый и списанный французский линкор «Курбе», а также — повреждения взрывной волной и осколками английского фрегата «Нит», который отправили в ремонт. Планы атаковать «Мистелями» главную базу британского флота Скапа-Флоу так и остались нереализованными.
На заключительном этапе войны, 10-12 апреля 1945 года, гитлеровцы решили применить «Мистели» для разрушения советских понтонных переправ через Одер на Кюстринский плацдарм, с которого через несколько дней развернулось наступление на Берлин. Это можно было назвать жестом отчаяния, поскольку даже в случае уничтожения переправ, они были бы восстановлены буквально за несколько часов, а на планах советского командования это бы никак не отразилось.
Но немцам не удалось даже этого. Ни один из самолетов-снарядов в мосты не попал. Очевидно, советская зенитная артиллерия и господство в воздухе нашей истребительной авиации сделали работу пилотов-наводчиков «Мистелов» настолько нервной, что они просто не смогли тщательно прицелиться.
Несколько «Юнкерсов» спикировали в воду или врезались в береговые откосы и лишь один попал в скопление советских войск, ожидавших переправы на восточном берегу, убив два десятка солдат и офицеров. Это был, пожалуй, наибольший успех, достигнутый программой «Омела/Бетховен» в ходе войны. Радумеется, ни малейшего влияния на ход битвы за Берлин он не оказал.
Существовал также «Мистель-2», в котором в качестве машины управления и наведения использовался не Мессершмитт, а Фокке-Вульф FW-190.