Ил-2 в немецком исполнении

Ровно 85 лет назад, 26 мая 1939 года впервые взлетел прототип штурмовика «Хеншель» Hs-129, который можно назвать германским аналогом советского «летающего танка» Ил-2.

Правда, Ил-2 был впоследствии растиражирован в 36 тысячах экземпляров, а «Хеншелей» построили в 40 раз меньше — всего лишь 878 штук, включая 12 опытных и предсерийных экземпляров, не попавших на фронт.

Но этим различия не заканчиваются. Главное из них состояло в том, что «Хеншель» был двухмоторной машиной, способной приинеобходимости лететь на одном двигателе, а это здорово повышало боевую живучесть. И моторы, конечно, были воздушного охлаждения звездообразные — они гораздо устойчивее к воздействию снарядов МЗА и пуль.

Благодаря двум моторам всё вооружение «Хеншеля» было было размещено в фюзеляже, по оси машины, а не в крыле, как у Ил-2, обеспечивая более высокую точность и кучность ведения огня.

Кроме того, «Хеншель» вплоть до конца серийного выпуска сохранил свою одноместную концепцию. Немцы даже не думали о том, чтобы посадить в него стрелка.

Однако, несмотря на то, что Hs-129 и Ил-2 абсолютно не похожи друг на друга, сходств между ними немало. У обеих машин двигатели, бензобаки и кабины были защищены броней, правда, у «Хеншеля» полукруглые бронекапоты прикрывали моторы только снизу. При этом в жертву защищенности был принесен обзор и удобство для летчика. Кабина «Хеншеля» получилось настолько тесной, что прицел и часть приборов в ней не поместились и их пришлось монтировать снаружи. Прицел — перед лобовым стеклом, в специальном бронекожухе, а приборы контроля за работой моторов — прямо на мотогондолах.

Обзор назад у «Хеншеля» был практически нулевой, если не считать почти бесполезного маленького зеркальца заднего вида, укрепленного над кабиной. Таким же «полуслепым» был и одноместный Ил-2, правда, введение в состав экипажа стрелка отчасти решило эту проблему.

Еще одно сходство между машинами — их слабая горизонтальная маневренность и неспособность к пикированию, снижавшие эффективность применения вооружения. Предельный угол пикирования Hs-129, как и Ил-2, составлял всего 30 градусов. Однако обзор вперед и вниз, важный при прицеливании и ведении огня по наземным целям, у «Хеншеля» был гораздо лучше.

Немцы осознавали недостатки «Хеншеля», однако необходимость в противотанковом штурмовике вынуждала их производить эту машину вплоть до сентября 1944 года, правда, в относительно небольших количествах, в среднем — по 30-40 самолетов в месяц. Пытаясь повысить эффективность Hs-129, они оснастили его 30-миллиметровой пушкой в подфюзеляжном контейнере, способной успешно бороться с легкими танками (и даже с Т-34, но только при стрельбе сзади по башне и моторному отсеку).

Потом калибр подвесной пушки увеличили до 37 мм, и наконец — довели до 75-мм. Получившаяся «летающая самоходка» пробивала броню любых советских танков на дистанции до 1000 м, но тактико-технические характеристики и управляемость самолета упали настолько, что его боевое применение стало проблематичным.

В итоге штурмовиков с такими пушками, прозванных «Бюшеноффнер» (консервный нож), наклепали всего 25 штук. На советско-германский фронт они попали летом 1944 года, но, как говорится, погоды не сделали. Насколько я знаю, ни один немецкий «противотанковый ас» на таком самолете не летал.

В общем, опыт создания бронированного штурмовика в Германии нельзя назвать вполне удачным. Судя по всему, порочной оказалась сама концепция пушечного «летающего танка», вне зависимости от способа ее воплощения, поскольку от тяжелой брони на борту относительно небольшого самолета было больше вреда, чем пользы, а стрельба из относительно низкотемпового орудия по наземным целям была неэффективной — попасть в цель можно было только случайно, слишком велика относительная скорость самолета и наземных объектов.

Куда лучше работало бомбометание, особенно с отвесного пикирования — но вот как раз пикировать-то бронированные штурмовики и не могли.

Как видите, неверную концепцию не смогла спасти даже прекрасная немецкая инженерия. И немцы (в отличие от советских военных администраторов) это вовремя поняли, не став запускать пушечный штурмовик в массовое производство.

Немцы сделали ставку на FW-190 — универсальный самолет поля боя, который применялся и как ударный, и как истребитель сопровождения, и даже как перехватчик.

Например, FW-190 A-6/R1 — штурмовик с вооружением, усиленным до шести пушек MG 151/20Е и двух пулемётов MG 17 (позднее заменены на 13-мм пулемёты MG 131). Следите за руками: темп огня несинхронной MG 151/20Е — 750 выстрелов в минуту, 6 штук — это 4500 выстрелов в минуту, 75 выстрелов в секунду. Такой «поливалкой» еще можно надеяться на земле куда-то попасть.

Теперь смотрим на Ил-2. 2 пушки ВЯ-23 с темпом огня 600 выстрелов в минуту, итого 1200 на оба ствола, 20 выстрелов в секунду. Вероятность попасть во что-то на земле — почти в 4 раза ниже, чем у FW190. Вот вам и ответ на вопрос, отчего штурмовки Ил-2 были столь удручающе неэффективны (и в СССР это знали, данные об этом были получены на полигоне еще в 1941 году).

На штурмовике Hs-129 стояли две пушки MG 151/20Е (2*750 выстрелов в минуту) и 30-мм пушка Maschinenkanone 103 (440 выстрелов в минуту), итого 1500+440=1940 выстрелов в минуту. Прямо скажем, не сильно лучше, чем у Ил-2. Поэтому эффективность была столь же нерадостной.

Материал: https://vikond65.livejournal.com/1965440.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.