Westland Whirlwind: британский двухмоторный истребитель

Westland Whirlwind (Вихрь) — двухмоторный истребитель британского производства периода Второй мировой войны. Этот одноместный истребитель был создан специалистами компании Westland Aircraft под руководством главного конструктора Уильяма Петера. Самолет был выпущен достаточно небольшой серией (всего 116 самолетов) и эксплуатировался Королевскими ВВС с июля 1940 года по ноябрь 1943 года.

Совершим небольшой экскурс в историю, который раскроет нам причины появления истребителя Westland Whirlwind. В середине 1930-х годов британская истребительная авиация (и не только она) оказалась в очень плачевном состоянии. К 1935 году основу истребительной авиации Великобритании составляли морально устаревшие на тот момент бипланы, вооруженные авиационными пулеметами винтовочного калибра. Все дело в том, что после завершения Первой мировой войны сменявшие друг друга правительства с большой неохотой выделяли деньги на создание новых вооружений. Свое слово сказал и экономический кризис, который поразил Западную Европу в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Поэтому в тот момент, когда угроза со стороны гитлеровской Германии стала реальностью, времени на создание новых истребителей оставалось уже катастрофически мало.

К счастью для Лондона, часть компаний и авиаконструкторов не ограничивала себя довольно узкими рамками, которые накладывались на них небольшой финансовой поддержкой со стороны британского правительства и конкретно Министерства авиации, они продолжали вести самостоятельные работы. Именно благодаря самостоятельным разработкам появились на свет знаменитые истребители Супермарин «Спитфайр» Реджинальда Митчела и Хоукер «Харрикейн», которые взяли на себя основную боевую нагрузку во время Битвы за Британию. Также в стране по-прежнему оставался очень серьезный промышленный и научный потенциал, который позволял в короткие сроки создавать новые истребители, и что было еще более важно — доводить новые машины до ума уже в ходе боевых действий.

В конце 1930-х годов возможность широкомасштабных налетов бомбардировочной авиации на Лондон и иные города Великобритании очень сильно тревожила руководство КВВС. Еще не были забыты налеты на город немецких дирижаблей, знаменитых «Цеппелинов», а ведь с тех пор боевая техника сделала серьезный скачок вперед. Особое беспокойство у истребительного командования, на котором лежала ответственность за обеспечение ПВО страны, вызывал тот факт, что бомбардировщики потенциального противника в процессе развития и совершенствования конструкции получали все более мощную броневую защиту, а также развитое оборонительное вооружение, так что оружие совершенных на тот момент времени британских истребителей «Спитфайр» и «Харрикейн», состоявшее из 8 пулеметов калибра 7,7-мм, могло оказаться просто неэффективным против них. Проведенные исследования демонстрировали, что добиться повышения эффективности вооружения истребительной авиации можно как за счет концентрации огневой мощи, так и за счет наращивания калибра.

В рамках данной концепции повышения огневой мощи в Великобритании решили попробовать создать тяжелые двухместные истребители для нужд ВВС и морской авиации, их планировалось вооружить четырьмя крупнокалиберными пулеметами, расположенными в турели с гидроприводом. Турель должна была иметь круговой сектор обстрела. В рамках этой концепции был создан истребитель «Дефайэнт» компании «Болтон-Пол» и «Рок» компании «Блэкбурн». Однако главной изюминкой стала концепция создания истребителя, вооруженного целой батареей из 4-х 20-мм или 23-мм пушек, который позволил бы добиться решающих результатов в короткие сроки (спецификация F.35/37). Данный истребитель в бумагах Министерства авиации проходил как «пушечный истребитель». Согласно используемой сегодня терминологии его можно было назвать истребителем-перехватчиком объектовой ПВО. Главной задачей самолета должен был стать перехват воздушных целей — быстрая доставка в нужное место своей мощной артиллерийской батареи (ближе к бомбардировщикам противника) и нанесение удара. Поэтому в представленном техническом задании от самолета не требовалось ведения маневренного воздушного боя с истребителями противника, а также большой продолжительностью полета, изначально также отсутствовала возможность использования самолета для удара по расположенным на земле целям.

Первоначально появившаяся в середине 1930-х годов спецификация F.35/37 предусматривала создание одноместного одномоторного истребителя, который помимо мощного наступательного артиллерийского вооружения, должен был обладать максимальной скоростью полета в районе 530 км/ч. Выпуск данной спецификации вызвал настоящий ажиотаж среди британских авиационных компаний. Свои проекты в рамках спецификации F.35/37 подготовили представители таких крупных компаний как Hawker, Supermarine, Bristol, Boulton-Paul, а также фирмы еще не обладающие такой известностью: Westland, General Aircraft и Airspeed. Достаточно скоро стало понятно, что создать самолет в рамках данной спецификации, отвечающий требованиям Министерства авиации, практически невозможно, поэтому требования были смягчены, самолет было разрешено делать двухмоторным.

Наиболее перспективными казались на тот момент проекты Supermarine Type 312 (одномоторный) и 313 (двухмоторный) и VickersType 151, однако победителем объявленного конкурса неожиданного для всех стал проект Westland P.9. компании Westland Aircraft. Удивление было обоснованным, так как данная компания практически не имела опыта создания истребителей. До этого ей были представлены военным лишь прототип истребителя-биплана с пулеметным вооружением (отвергнут военным в 1931 году из-за низких летно-технических характеристик) и макет истребителя в рамках спецификации F.35/35, также был отвергнут Министерством авиации.

Для своего проекта главный конструктор Уильям Петтер выбрал двухмоторную схему с двумя двигателями Rolls-Royce «Peregrin», их проектная мощность составляла 885 л.с. Согласно расчетам конструкторов, истребитель мог развить с ними в полете максимальную скорость до 640 км/ч. При этом новая машина отличалась очень «чистыми» аэродинамическими формами: радиаторы были убраны в крыло, фюзеляж самолета почти не имел никаких выступающих частей, был использован фонарь кабины пилота каплевидной формы, а также применено полностью убираемое в полете шасси. Крыло получило закрылки Фаулера, что призвано было улучшить взлетно-посадочные характеристики истребителя. В носовой части была расположена батарея, состоявшая из 4-х 20-мм автоматических пушек British Hispano с боезапасом по 60 снарядов на ствол и барабанным питанием. При этом барабаны со снарядами получили дополнительную бронезащиту. В первоначальном варианте хвостовое оперение нового истребителя было двухкилевым.

В Министерстве авиации решили, что проект компании Westland наиболее полно отвечает предъявляемым к новому самолету требованиям, поэтому подписали с фирмой контракт на постройку двух прототипов. Уже в ходе продувки модели самолета в аэродинамической трубе вертикальное оперение истребителя было решено делать однокилевым. После внесения в конструкцию еще ряда небольших доработок проект самолета Р.9 вошел в стадию постройки опытных экземпляров. Первый прототип с порядковым номером L6844 был полностью готов уже в октябре 1938 года. После выполнения пробежек по аэродрому истребитель 11 октября 1938 года впервые поднялся в небо, самолет пилотировал шеф-пилот компании Westland Aircraft Гарольд Пенроуз. Летчик отмечал, что управление новым истребителем на некоторых режимах полета оставляет желать лучшего, однако основная проблема заключалась в работе использованной силовой установки, включая новаторскую систему выхлопа. По мере возможности конструкторы занимались исправлением выявленных недостатков, в декабре 1938 года истребитель перегнали в испытательный центр, расположенный в Фарнборо, здесь к испытаниям новой боевой машины приступили военные летчики. Они также высказали разработчикам ряд претензий, но в целом военная приемная комиссия дала машине положительную оценку.

В конечном итоге новый истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы, обладающий цельнометаллической конструкцией. Крыло прямое, низкорасположенное. Фюзеляж типа монокок, металлический, овального сечения с работающей обшивкой. В носовой части фюзеляжа была расположена батарея из четырех 20-мм пушек. Топливные баки общей емкостью 507 литров были размещены в центроплане и состояли из двух секций (передняя и задняя), между которыми проходил лонжерон. Топливные баки были специально протектированы 5-мм слоем резины «Дайнатекс».

Хвостовое оперение истребителя было однокилевым с высокорасположенным стабилизатором. Рули направления и высоты обладали каркасом из металла и полотняной обшивкой. Шасси самолета было трехопорным с хвостовым убираемым колесом. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы. В качестве силовой установки использовались два поршневых двигателя Rolls-Royce Peregrine I. Они развивали максимальную мощность 2х885 л.с. на высоте 4953 метра над уровнем моря при 3000 оборотах в минуту. Это были 12-цилиндровые V-образные двигатели жидкостного охлаждения. Двигатели вращали трехлопастные воздушные винты изменяемого шага диаметром 3,08 метра.

Первый полученный заказ предусматривал постройку 200 двухмоторных пушечных истребителей, которые к тому моменту получили наименование Westland Whirlwind (вихрь). Заказ был оформлен военным ведомством в январе 1939 года. Пока шло развертывание серийного производства нового истребителя, на испытания отправился второй прототип с номером L6845. Официальный показ новой боевой машины широкой британской общественности произошел в мае 1939 года. В то же время первый серийный истребитель Westland Whirlwind Mk. I с номером Р6966 поднялся в воздух только в июне 1940 года спустя 52 месяца после начала проектирования. В те времена за столь долгий период самолет мог уже безнадежно устареть, однако в случае с «Вихрем» этого не произошло, заложенные в нем при проектировании решения позволили сохранить хорошие летно-технические характеристики.

Королевские ВВС Великобритании начали получать первые серийные истребители с июля 1940 года, первые два серийных самолета Whirlwind прибыли в 25-ю эскадрилью ночных истребителей, которой была поставлена задача отражать ночные налеты германских бомбардировщиков. Но достаточно быстро планы поменялись, и новые двухмоторные истребители были переброшены в распоряжение 263-й эскадрильи, которая занималась охраной баз флота, расположенных в Шотландии. Состав данной эскадрильи был смешанным, к середине сентября 1940 года в ее составе имелось 7 самолетов «Whirlwind» и 12 «Hurricane». Общая боеготовность данного соединения оценивалась довольно низко, причиной были постоянно возникающие проблемы с двигателями Rolls-Royce Peregrine.

Первая потеря нового истребителя была небовой. Во время взлета у первого серийного самолета (Р6966) взорвалась покрышка шасси. Посадить машину с поврежденным шасси не представлялось возможным, и пилот принял решение покинуть самолет с парашютом. В боевой обстановке первая машина была потеряна лишь 8 февраля 1941 года. В этот день во время патрулирования британского побережья два истребителя обнаружили и атаковали германский поплавковый разведчик Ar-196A. Немецкий самолет, оснащенный достаточно мощным пушечно-пулеметным вооружением, принял бой. Схватка закончилась ничейным результатом: самолет-разведчик был сбит, но и один из британских истребителей получил серьезные повреждения и упал в море.

После этого произошла еще череда воздушных боев, однако по-настоящему отличиться летчики, пилотирующие Westland Whirlwind, смогли только во время операции «Warhead». Это была серия налетов Королевских ВВС на базы немецкого флота, расположенные в окрестностях Шербура. Показательный бой произошел 6 августа 1941 года, когда четверка двухмоторных британских истребителей пыталась атаковать транспорты противника, но была перехвачена численно превосходящей группой истребителей Bf.109E. Привыкшие к тому, что английские машины обычно имеют широко разнесенное по крылу вооружение, пилоты «мессеров» атаковали британцев в лоб, за что были жестоко наказаны. В ходе боя британцы не понесли потерь, зато смогли сбить три немецких самолета.

Однако дальнейший опыт эксплуатации двухмоторных истребителей Westland Whirlwind продемонстрировал, что возможности их боевого применения очень ограничены. В то же время интерес к самолету со стороны Министерства авиации пропал еще в конце 1940 года, после чего контракт на постройку машин был сокращен до 112 экземпляров. Всего данные истребители находились на вооружении двух эскадрилий: 263-й и 137-й. Для того чтобы хоть как-то продлить жизненный цикл самолета, командование 263-й эскадрильи выступило с предложением оснастить Whirlwind бомбодержателями. Эта идея была озвучена еще в 1941 году, но ее реализация затянулась до августа 1942 года. Именно тогда первый доработанный истребитель сумел успешно пройти серию войсковых испытаний. Модифицированная машина получила обозначение Westland Whirlwind Mk. II. Этот самолет мог нести на борту бомбовую нагрузку в виде двух 227-кг или 113-кг бомб, расположенных под крылом на двух бомбовых держателях типа Mk.III Universal.

Боевое применение новоиспеченных истребителей-бомбардировщиков началось в сентябре 1942 года, однако это была уже «лебединая песня» самолета. В июне 1943 года они были выведены из состава 137-й эскадрильи, а в декабре с ними окончательно рассталась и 263-я эскадрилья, летчики которой пересели на более совершенные самолеты Hawker «Typhoon» Mk.I. При этом использование Westland Whirlwind Mk. II позволило летчикам отработать основные приемы действий истребителей-бомбардировщиков, чтобы успешно реализовывать их затем на практике во время высадки в Нормандии в 1944 году. Так что оснащенные бомбодержателями истребители Westland Whirlwind все-таки принесли хоть какую-то пользу.

Сборка двухмоторных истребителей Westland Whirlwind была прекращена в январе 1942 года, к тому моменту темп их выпуска удалось довести до двух машин в неделю. Во многом столь быстрый финал карьеры истребителя был связан с его капризным двигателем Peregrin, выпуск которого также был прекращен. Whirlwind оказался единственным самолетом, на котором использовался двигатель Rolls-Royce Peregrine. В условиях войны выпуск двигателя всего для одного самолета являлся неприемлемым, по этой причине от дальнейшей модернизации и выпуска двигателя Peregrin просто отказались, а истребители Whirlwind постепенно вывели из состава боевых частей. Конструкция самолета не давала возможности вносить радикальные изменения и проводить модернизацию машины, что также сказало свою роль в судьбе истребителя. Предельно плотная компоновка самолета просто не позволила разместить на нем новые двигатели. Последний истребитель Whirlwind после завершения Второй мировой войны был передан компании Westland и получил уже гражданский регистрационный код G-AGOI, этот самолет продолжал эксплуатироваться до мая 1947 года. Еще одна машина была передана в США для проведения испытаний, но там следы этого самолета теряются.

Источник — TopWar.Ru

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Postwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

Подписка
avatar
wpDiscuz