Звезда советского танкостроения

6 июля 1976 года на вооружение Советской армии был принят Т-80. Конструкция машины была разработана специалистами Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (г. Санкт-Петербург). Производилась она в том числе и на Омсктрансмаше. Сегодня оба эти предприятия входят в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод».

Идея установки в моторное отделение танка газовой турбины зародилась в конструкторских умах давно. В 1948–1949 годы СКБ турбинного производства Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) было поручено разработать проект ГТД для тяжелого танка. Был выполнен проект ГТД со стационарным (невращающимся) теплообменником. Однако полученный в ходе расчетов расход топлива оказался неприемлемым, и работы по данному проекту были прекращены.

Потом различными конструкторскими бюро по всей стране предпринимались неоднократные попытки разработать газотурбинный двигатель. 16 апреля 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники. Цель и назначение работы определялись так: «…Создание танкового газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. для танка Т-64А с целью улучшения его динамических и эксплуатационных характеристик, а также повышения боеготовности за счет резкого сокращения времени на подготовку двигателя к пуску при низких температурах окружающего воздуха».

Работы по танку Т-64 с ГТСУ возглавил главный конструктор ОКБТ (ныне АО «Спецмаш») Николай Сергеевич Попов (Герой Социалистического Труда, академик Академии транспорта РФ и Санкт-Петербургской инженерной академии, лауреат Ленинской и Государственных премий), а по силовой установке для него – ГТД-1000 – главный конструктор Ленинградского НПО «Завод им. В.Я. Климова» (ЗиК) Сергей Петрович Изотов.

НОВЫЙ «ОБЪЕКТ»

В результате под руководством Н.С. Попова был создан танк «Объект 219 Сп1», однако в ходе заводских испытаний танка выяснилось, что необходимо комплексное решение ряда вопросов, в том числе создание и отработка не только новой трансмиссии и приводов управления, но и новой ходовой части, так как серийная ходовая часть базового танка Т-64А не обеспечивает реализации возросших скоростных и динамических возможностей танка с ГТД. Новый опытный образец танка, в конструкции которого были воплощены новые разработки по ходовой части, получил обозначение «Объект 219 Сп2». Его испытания подтвердили правильность решений ленинградских конструкторов.

О качественной оценке проведенных работ можно судить по цифрам статистики. Так, до принятия на вооружение нового танка было изготовлено 118 различных опытных машин, которые прошли 647 тыс. км (16 раз обогнули экватор) и отработали 40 тыс. часов. В ходе испытаний было использовано 150 силовых установок, на которых использовано 240 газотурбинных двигателей. Всего же за восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ было изготовлено 158 опытных образцов танков, из них 31 – с ходовой частью ранее созданных танков, остальные – с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн км.

В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект-219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке ГТД, привело к созданию нового танка.

ПОД НАИМЕНОВАНИЕМ «Т-80»

6 июля 1976 года под наименованием «Т-80» танк с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т был принят на вооружение Советской армии.

Сразу после своего появления «восьмидесятка» стала мечтой для многих иностранных военных. Особенно Т-80У, оснащенный вспомогательной энергоустановкой, приглянулся европейским военным – приверженцам тактики засадного ведения боя. А высказывание министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафы Тласа о том, что он как солдат и специалист по подобной технике считает Т-80 «лучшим танком в мире» вошло в энциклопедии.

«Высокий экспортный спрос на российскую технику – серьезная оценка ее качества, – считает заместитель начальника эксплуатационно-ремонтного отдела АО «Омсктрансмаш» Николай Старовойтов, который на протяжении многих лет осуществлял сервисное обслуживание «восьмидесяток» за границей. – Долгое время Т-80 оставался одним из самых сбалансированных и оснащенных для боевого применения танков».

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК»

Широкой общественности газотурбинная «восьмидесятка» была представлена в 90-х годах, когда машина стала участвовать в различных показах техники, международных выставках вооружений. Звездный час Т-80У, который только-только получил разрешение на продажу за рубеж, наступил в 1993-м во время выставки IDEX в Абу-Даби. Машина отлично продемонстрировала огневые возможности и прекрасно откатала на танкодроме сложнейшую программу с преодолением всех препятствий. Попытка американских танкистов повторить на своем «Абрамс» Block III успехи российских военных обернулась провалом: при движении по насыпи с гребенкой «Абрамс» соскочил на склон, потеряв гусеницу. Следом российский Т-80У под аплодисменты зрителей совершил эффектный 14-метровый прыжок с трамплина, чем на долгие годы обеспечил себя эпитетом «летающий танк».

Стоит отметить, что шасси танка было признано наиболее удачным за всю историю. База «восьмидесятки» послужила донором для целого ряда другой техники, одетой в броню: ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У, траншейного экскаватора БТМ-4М, плавающего транспортера ПТС-4, специальной пожарной машины СПМ, высокозащищенного транспортного средства «Ладога», артиллерийских самоходок «Пион» и «Мста-С», зенитного ракетного комплекса С-300В.

На протяжении своей многолетней службы Т-80 неоднократно модернизировался, выпускались его различные модификации: Т-80Б (1978) – ракетно-пушечный танк; Т-80БВ – модификация с навесной динамической защитой; Т-80У (1984) – вариант с модернизированной пушкой, новым комплексом управления огнем 1А45 с дублированием от командира, новым комплексом управляемого вооружения 9К119 с наведением ракеты по лазерному лучу, новым двигателем ГТД-1250, энергоагрегатом ГТА-18А, воздухозаборным устройством, встроенной динамической защитой и тепловизором и др. Серийный выпуск этих моделей осуществлялся Омским заводом транспортного машиностроения.

Выпуск танков типа Т-80 в России был прекращен во второй половине 90-х годов. После распада СССР и сокращений в рядах Российской армии часть техники высвободилась. Поскольку значительную часть танкового парка РФ теперь составляют танки типа Т-72, руководством страны было принято решение о выводе из войск Т-80 на хранение как ценный боевой ресурс на особый период.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ruwar на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.