B-52A «Stratofortress» и несбывшиеся мечты

Ровно семьдесят лет назад из сборочного цеха «Boeing» выкатили первый серийный бомбардировщик B-52A «Stratofortress». Полагаю, никто из собравшихся вокруг новенького самолета не сомневался, что этот уже тогда морально устаревший дозвуковой бомбардировщик — «едва ли больше, чем B-47 Стратоджет с еще двумя двигателями» — прослужит не больше десяти лет, и уже в середине 1960-ых будет полностью заменен 3-маховыми сверхзвуковыми межконтинентальными бомбардировщиками.

Но случилось так, что дальше Америка уже не смогла поддерживать прогресс. Деньги сожрала космическая гонка.

Изначально, модульность новой машины подавалась как особая фишка, облегчающая ремонт вплоть до того, что «механики на аэродроме смогут собрать из двух подбитых машин одну целую». На практике, естественно, так не вышло, но легкость в ремонте была одним из аргументов в споре с Convair B-60.

Инженеры Convair упирали на то, что их машина — являясь де-факто апгрейдом B-36 (даже были планы просто переделывать их из имеющегося парка B-36) — будет дешевой в эксплуатации за счет использования уже имеющейся инфраструктуры и подготовленного персонала. Инженеры Boeing парировали это модульностью своего B-52.

Модернизационная же пригодность тогда никого особенно не волновала, так как и B-60, и B-52 рассматривались чисто как «промежуточные» машины, с планами прослужить не больше десятилетия. Заполнить разрыв между B-47 и полноценным сверхзвуковым межконтинентальным бомбардировщиком.

Удовлетворительного объяснения нахождения этого самолета в строю до сих пор, причем еще и с перспективой лет 20 службы — не существует. Ну кроме того, что США просто надорвались и не смогли в технологии.

Понятно, что USAF совершенно не горели желанием делать новый дозвуковой не-стелсовый стратег. Поэтому долгое время противились идее дешевых стратегических ракетоносцев на базе гражданских/военно-транспортных самолетов, опасаясь что они могут быть использованы как «дешевый и сердитый» аргумент против выделения бюджетов на разработку дорогостоящих сверхзвуковых и/или стелсовых бомбардировщиков.

Но гора родила мышь.

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на XB-70 Valkyrie. XB-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик, способный на полёт со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника.

Самолет сделали, он даже летал — но довести его не удалось. Тогда карася решили урезать, и в ход пошла разработка машины, известной как B-1 Lancer. Первоначальная версия, известная как B-1A и рассчитанная на хороший сверхзвук (с максимальной скоростью в 2,2 маха), была разработана в 1970 году. Этот стратегический бомбардировщик создавался для замены устаревших машин и повышения эффективности американского авиационного флота.

Однако и тут не взлетело, программа была свернута после создания 4 экспериментальных образцов. Пересмотренный вариант B-1 уже был с максимальной скоростью всего 1,25 маха — и с самого начала было очевидно, что он не будет хорошим выбором. Но их всё-таки построили около 100 штук, рассчитывая на так называемое «полярное окно» в поле РЛС СССР — концепция была в том, что самолеты проникнут на территорию СССР через северный полюс и, пройдя над тундрой, где у русских нет радиолокаторов, нанесут внезапный удар по оборонным предприятиям Сибири.

К сожалению для США, русские быстро развернули радарные посты, а главное — сделали специальные перехватчики МиГ-31 с дальнобойными радарами и ракетами большого радиуса действия. После чего B-1B потеряли всякий смысл и были отправлены на консервацию. Формально ВВС США всё еще имеют 45 B-1B Lancer, по состоянию на 2023 год, но боеготовность большинства из них — сомнительна.

Следующей попыткой был дозвуковой, но стелсовый B-2. Ну про них вы знаете — их произвели 21 штуку по совершенно безумной цене, и на этом всё. У Америки кончились деньги.

Теперь вот пытаются сделать B-21 Raider — уменьшенный и удешевленный B-2. Первый полет состоялся 10 ноября 2023 г.

Институт аэрокосмических исследований Митчелла считает, что для войны с Китаем потребуется флот из 300 стратегических бомбардировщиков. Сейчас у США нет и половины этого количества, включая разваливающиеся от старости B-52.

Материал: Proper специально для Gunm.Ru
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.