Белл ХР-77 — Як по-американски
Известно, что американские боевые самолеты времен Второй мировой войны отличались высокой конструктивной сложностью (хотя и технологичностью), и исключительной дороговизной.
Богатенькие янки могли себе это позволить — такой ценой они платили за высокие летные характеристики.
Но что было бы, если бы в разгар войны они вдруг попытались сделать истребитель «советского» типа: очень простой, дешевый, состоящий из недефицитных материалов и пригодный для постройки рабочими низкой квалификации на слабо оборудованных предприятиях? А вот что: знакомьтесь — экспериментальный истребитель «Белл» ХР-77, впервые взлетевший ровно 80 лет назад, 1 апреля 1944 года.
Непонятно, зачем США, которые не испытывали ни малейшего дефицита в деньгах, стратегических материалах, производственных мощностях и квалифицированных кадрах, в 1942 году озаботились проектированием и постройкой примитивного истребителя из дерева с дешевым маломощным мотором, который можно назвать «оружием последнего шанса».
Неужели они всерьез опасались, что в один далеко не прекрасный момент ситуация на фронтах для них ухудшится настолько, что им придется массово строгать и отправлять в бой эти неполноценные «эрзац-истребители»? Тем не менее, к весне 1944 года ХР-77 был построен и вышел на испытания.
Но к тому времени победный для союзников исход Второй мировой войны уже почти ни у кого не вызывал сомнений, а потому проект ХР-77 в том же году был закрыт. Самолет остался в семи опытных экземплярах, из которых только два оснастили двигателями и подняли в воздух.
На испытаниях он показал, мягко говоря, фиговые характеристики, в частности, максимальная скорость не превышала 530 км/ч, что для 1944 года было крайне низким показателем. И это при том, что машина испытывалась без брони и вооружения. Впрочем, с учетом установленного на ней 520-сильного мотора, наивно было бы ожидать более высоких результатов.
Проектный продольный разрез фюзеляжа ХР-77. Самолет обладал рядом интересных особенностей, в частности — трехопорным шасси с носовой стойкой и оригинальным фонарем, у которого подвижная часть при открывании поворачивалась назад на шарнире и уходила вовнутрь хвостовой части фюзеляжа. Вооружение было довольно мощным, оно состояло из 37-миллиметровой мотор-пушки «Испано-Сюиза» (потом решили ставить 20-мм, она полегче и отдача послабее) и двух крупнокалиберных синхронных пулеметов «Кольт-Браунинг».
Аэродинамика была очень хорошая. И в целом самолет интересный.